Опубликовано 13 августа 2019, 10:45

Обнаружена возможная причина глитчей нейтронных звезд

Пульсар в Парусах

© NASA/CXC/Univ of Toronto/M.Durant et al

Австралийские и канадские астрофизики пронаблюдали одну из нейтронных звезд и выяснили предполагаемую причину ее глитчей — внезапного ускорения вращения внешних слоев объекта. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Astronomy.

В качестве объекта исследования ученые выбрали пульсар в Парусах, находящийся на расстоянии в 960 световых лет от Земли. Эта звезда — одна из немногих, которой свойственны глитчи. В большинстве случаев по частоте импульсов пульсаров можно сверять часы — они очень точны. Но у 5% этих звезд встречаются сбои во вращении — их скорость увеличивается. Хоть эти величины и не превышают сотых долей процента, все же причина такого явления до сих пор оставалась невыясненной.

Команда ученых из университетов по всему миру провела повторный анализ наблюдений глитчей пульсара в Парусах, который астрономы зафиксировали в 2016 году. Это наблюдение, по словам ученых, особенно важно, потому что позволило впервые заглянуть внутрь звезды, показывая, что там на самом деле есть три разных компонента.

Один из этих компонентов представляет собой поток из сверхтекучих нейтронов во внутреннем слое пульсара. Он движется наружу и сталкивается с твердым поверхностным слоем звезды, заставляя ее вращаться. Но затем другой поток, который движется в ядре, догоняет первый поток, замедляя вращение звезды. Такая теория позволила ученым объяснить некоторые экспериментальные факты. Но поведение пульсара при глитчах до сих пор во многом остается непонятным.

«Непосредственно перед наблюдением одного из глитчей мы заметили, что звезда замедляет скорость своего вращения, прежде чем увеличить ее, — рассказал сотрудник Университета Монаша Грег Эштон. — На самом деле мы понятия не имеем, почему это происходит. В первый раз нам удалось заметить такое явление. Возможно, это связано с причиной глитча, но мы до конца не уверены в этом».