Опубликовано 09 ноября 2016, 17:59

Приемник SPHERE наблюдал протопланетные диски в процессе формирования

VLT

© G. Hüdepohl/ESO

Приемник SPHERE, встроенный в Очень большой телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), выявил интересные детали в процессе формирования протопланетных дисков вокруг молодых звезд. Об этом сообщает ESO.

Известно, что планеты образуются из протяженных газопылевых дисков, окружающих новорожденные звезды, — так называемых протопланетных дисков. Их протяженность может достигать миллиардов километров. Частицы вещества, из которых состоят диски, сталкиваются друг с другом, слипаются и, в конце концов, разрастаются в тела планетарных размеров. Однако подробности такой эволюции дисков оставались неясными.

Приемник SPHERE, предназначенный для открытия и изучения экзопланет, наблюдал за сложными динамическими процессами, происходящими в молодых планетных системах буквально в реальном времени. Приемник установлен на VLT — комплексе из четырех отдельных оптических телескопов в Паранальской обсерватории в Чили.

Благодаря сочетанию в себе новейших технологий, приемник предоставил прекрасные возможности для получения прямых изображений тонкой структуры протопланетных дисков. Взаимодействие между протопланетными дисками и формирующимися планетами может приводить к появлению в дисках самых разнообразных структур: протяженных колец, спиральных ветвей или темных пустот.

Протопланетные диски, наблюдавшиеся с приемником SPHERE