Опубликовано 12 октября 2020, 15:00

Ученые пронаблюдали приливное разрушение звезды черной дырой

© Sophia Dagnello/NRAO/AUI/NSF/NASA/STScI

Международная команда ученых впервые смогла подробно наблюдать яркую вспышку, появившуюся в результате поглощения звезды сверхмассивной черной дырой. Обычно подобные события сложно различить из-за большого количества остатков материала звезды, однако астрономы успели зарегистрировать этот процесс в самом начале и проследить его до конца. Результаты исследования опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, полностью ознакомиться со статьей можно на сайте препринтов arXiv.org.

Вспышка света, излучаемая звездой, когда ее затягивает в сверхмассивную черную дыру, называется событием приливного разрушения. Огромная гравитация черной дыры разрывает звезду на тонкие потоки материала, поэтому процесс получил название «спагеттификация». При этом часть материала звезды падает в черную дыру, излучая яркую вспышку. Приливные разрушения сложно наблюдать из-за космической пыли и мусора, которые загораживают обзор.

Однако международной группе ученых удалось подробно изучить это событие, так как излучение от приливного разрушения было обнаружено вскоре после того, как звезду начала поглощать черная дыра. Исследователи смогли наблюдать событие с помощью трех наземных (VLT и NTT Европейской южной обсерватории, а также сети обсерваторий Лас-Кумбрес) и одного космического (Swift) телескопов в течение шести месяцев, во время которых свечение становилось ярче, а затем исчезло. Вспышка получила название AT2019qiz и произошла на расстоянии всего 215 миллионов световых лет от Земли. Поглощенная звезда имела примерно такую же массу, что и Солнце, и более половины этой массы поглотила черная дыра, которая была массивнее более чем в миллион раз.

«Поскольку мы наблюдали это явление с самого начала, мы успели увидеть, как поднимается завеса из пыли и обломков звезды, когда черная дыра выбрасывает мощные потоки материала со скоростью до 10 тыс. км/с, — рассказала одна из исследователей, научный сотрудник Северо-Западного университета Кейт Александер. — Этот уникальный взгляд предоставил первую возможность точно определить происхождение материала, загораживающего обзор при наблюдениях приливного срыва, и проследить в реальном времени, как он обволакивает черную дыру».