Опубликовано 10 сентября 2019, 12:32

Найдено место происхождения всех комет Солнечной системы

© Lynette Cook/NASA/SOFIA

Исследователи впервые смоделировали и сравнили химические составы 14 хорошо известных комет и неожиданно обнаружили четкую закономерность. Статья была принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, а ее препринт доступен на arXiv.org.

Кометы состоят изо льда, пыли и мелких частиц, похожих на камни. Их ядра могут быть размером до десятков километров в поперечнике. Ученые знают, из чего состоят кометы и какие молекулы в них присутствуют. Они различаются по составу, но обычно рассматриваются как одна группа небесных тел.

Астроном из Лейденского университета Кристиан Эйструп в соавторстве с коллегами из Университета Лидса решил выяснить, действительно ли все кометы имеют общий источник. Для этого он использовал уже существующие компьютерные модели для прогнозирования химического состава протопланетных дисков — плоских дисков газа и пыли, охватывающих молодые звезды. Оказалось, что эти программы могут быть применимы и к моделированию химического состава комет.

«Мы использовали некоторые статистические данные, чтобы определить, было ли особое время или место в нашей молодой Солнечной системе, где наши химические модели соответствуют данным о кометах. Так оно и случилось. Была одна модель, которая подходила к каждой комете лучше всего, тем самым указывая, что они имеют одинаковое происхождение», — рассказал Эйструп.

Оказалось, что все 14 комет возникли во времена «молодости» Солнца, когда его окружал протопланетный диск. Модель предполагает наличие зоны вокруг нашей звезды внутри диапазона, где монооксид углерода становится льдом. Такой вывод ученые сделали, исходя из моделирования, которое показало, что некоторые реакции, наблюдаемые в кометах, могут происходить в ледяной фазе очень медленно — от 100 тысяч до миллиона лет. Это могло бы объяснить, почему существуют кометы с разным составом.

На вопрос о том, почему эти небесные тела существуют в разных частях Солнечной системы, ученые тоже готовы дать ответ. По их словам, скорее всего, все кометы имели общий источник, но какое-то крупное небесное тело вроде Юпитера изменило их орбиты. В настоящее время исследователи собирают данные о других кометах, чтобы увеличить достоверность полученных результатов.