Опубликовано 22 февраля 2017, 12:42

Астрономы обнаружили рекордно яркий и далекий пульсар

Период вращения обнаруженного пульсара

© ESA/XMM-Newton; NASA/Chandra and SDSS

Европейский космический рентгеновский телескоп XMM-Newton зафиксировал излучение вращающейся нейтронной звезды, которое в десять раз превышает светимость наиболее яркого пульсара, известного до этого. Этот объект также является самым далеким — свет от него шел около 50 миллионов лет. Статья с результатами европейских астрофизиков опубликована в журнале Science.

Пульсары — это вращающиеся замагниченные нейтронные звезды, испускающие со своих магнитных полюсов свет в виде двух узких лучей. При подходящей ориентации такой объект наблюдается с Земли как периодически пульсирующий. Нейтронные звезды являются конечными этапами эволюции массивных звезд, оставшимися после взрыва сверхновой, обладают массой сравнимой с массой Солнца и характерным размером около 10 километров. Если пульсар находится в двойной системе с другой звездой, то он может начать перетягивать ее вещество, которое при падении (аккреции) будет разогреваться и светиться в рентгеновском диапазоне. Темп притока вещества ограничен нарастающим давлением излучения, соответствующая максимальная светимость называется пределом Эддингтона.

«До этого мы думали, что только аккрецирующие черные дыры по крайней мере в десять раз тяжелее Солнца способны производить излучение такой высокой интенсивности, однако быстрые и регулярные пульсации в данном источнике являются признаком нейтронной звезды и позволяют отличить ее от черной дыры», — говорит ведущий автор, Джан Лука Израэль из Национального института астрофизики в Италии. Архивные данные наблюдений с 2003 по 2014 год также показали, что период вращения за это время уменьшился с 1,43 секунды до 1,13. «Только нейтронная звезда достаточно компактна, чтобы не разрушиться при таком быстром вращении», — поясняет Джан Лука. Изменение скорости вращения говорит о высоком темпе аккреции.

«Этот объект действительно бросает вызов сегодняшнему пониманию процесса аккреции для звезд высокой светимости, — рассказывает Джан Лука. — Мы наблюдаем в 1000 раз более яркое излучение, чем максимально допустимое для нейтронной звезды, поэтому наши модели необходимо каким-то образом изменить». Ученые предполагают, что в данном случае дело может быть в сильном многополярном магнитном поле.