Опубликовано 18 сентября 2018, 12:31

Пульсар с инфракрасным ореолом озадачил астрономов

Диск вещества вокруг нейтронной звезды в представлении художника

© NASA, ESA, and N. Tr'Ehnl/Pennsylvania State University

Ученые впервые обнаружили одинокую нейтронную звезду, непосредственное окружение которой излучает только в инфракрасном диапазоне. Это может означать, что на эту нейтронную звезду попали остатки сверхновой или что пульсарный ветер взаимодействует с межзвездной средой необычным образом. В любом случае детальное исследование объекта позволит изучить редкое астрономическое явление. Результаты работы опубликованы в The Astrophysical Journal.

Звезды с массой ядра до трех солнечных в конце своей эволюции проходят стадию сверхновой и превращаются в нейтронные звезды — компактные объекты сверхвысокой плотности. Они быстро вращаются и обладают мощным магнитным полем. Излучение таких тел исходит преимущественно из магнитных полюсов, они представляют собой своеобразные «космические маяки» — пульсары. Астрономам известно семь близких молодых нейтронных звезд, представляющих собой рентгеновские пульсары, то есть тела, яркость излучения которых в рентгеновском диапазоне увеличивается периодически. Ученые называют их «Великолепной семеркой».

В новой работе астрофизики детально исследовали излучение протяженного объекта вблизи одной из нейтронных звезд «Великолепной семерки» — RX J0806.4-4123. Сам пульсар по космическим меркам очень мал (его размер около 10 километров), однако мощная гравитация может управлять веществом вокруг него, а быстрое движение вследствие взрыва сверхновой позволяет «сгребать» материю из межзвездной среды. Протяженный источник излучения около RX J0806.4-4123 простирается примерно на 200 астрономических единиц, в два с половиной раза дальше орбиты Плутона. Наблюдения показали, что это тело большого размера светит только в инфракрасном диапазоне.

«Одна теория предполагает, что этот эффект — проявление так называемой обратной аккреции, то есть скопление вокруг нейтронной звезды вещества, выброшенного во время взрыва сверхновой. Такой диск будет состоять из газов массивной звезды-предшественника. Их последующее взаимодействие могло нагреть и замедлить пульсар. Если это предположение удастся подтвердить, оно может изменить наше понимание эволюции нейтронных звезд в целом», — поясняет первый автор статьи, Беттина Поссельт из Университета штата Пенсильвания (США).