Опубликовано 02 апреля 2019, 10:49

У пяти миниатюрных лун Сатурна выяснили состав

© NASA

Новые данные с автоматической межпланетной станции NASA Cassini выявили состав поверхности пяти крохотных лун рядом с Сатурном. Эти небесные тела покрыты льдом и пылью колец газового гиганта. Работа международной исследовательской группы, описывающая картину процессов, которые соревнуются за формирование этих лун, опубликована в журнале Science.

В период с декабря 2016 по апрель 2017 в рамках миссии по изучению колец Сатурна были выполнены пять полетов к спутникам, названным именами героев греческих мифов: Пан, Дафнис, Атлас, Пандора и Эпиметей. Ученые получили данные о морфологии, структуре, среде и составе лун, а также изображения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах. Как оказалось, оптические свойства поверхностей лун определяются двумя конкурирующими процессами: накоплением красного материала из главной кольцевой системы Сатурна и аккрецией ярких ледяных частиц или водяных паров из вулканических плюмов, происходящих на спутнике Энцелад.

Наиболее близкие к Сатурну Дафнис и Пан больше остальных содержат красного материала из колец планеты. Поверхности Атласа, Эпиметея и Пандоры, находящиеся несколько дальше от Сатурна, содержат красный материал, но обнаруживают следы льда и водяного пара, распыляемых Энцеладом. К слову, широкое внешнее кольцо Сатурна, известное как кольцо Е, образовано ледяным материалом из шлейфа Энцелада.

Ученые также обнаружили, что поверхности лун очень пористы. Этот факт подтверждает, что образование происходило в несколько этапов, когда материал колец оседал на плотных ядрах, которые могут быть руинами более крупного объекта, распавшегося на части несколько миллиардов лет назад. Пористость также помогает объяснить их форму: вместо того, чтобы быть сферическими, они либо бесформенны, либо похожи на равиоли с «юбками» вокруг экваторов.

«Мы наблюдаем, что эти луны стягивают частицы с колец, образуя маленькие юбочки вокруг экватора, — комментирует ведущий автор исследования Бонни Буратти из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене. — Более плотное и менее пористое тело было бы шарообразным благодаря гравитации».

До сих пор остается масса вопросов касательно того, что спровоцировало формирование этих лун. Исследователи космоса используют новые данные для моделирования возможных сценариев рождения спутников и смогут применить полученные данные для миниатюрных лун других планет и, возможно, даже для астероидов.