Опубликовано 16 сентября 2016, 20:30

Раскрыта загадка происхождения колец вокруг астероидов-кентавров

© ESO/L. Calçada/M. Kornmesser/Nick Risinger

Международная команда исследователей выяснила, как образовались кольца вокруг двух недавно обнаруженных астероидов-кентавров. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Astrophysical Journal Letters.

Кентаврами называют группу астероидов, находящуюся между Юпитером и Нептуном. По свойствам кентавры – нечто среднее между объектами пояса астероидов и пояса Койпера. До недавнего времени считалось, что такие гиганты, как, например, Сатурн и Юпитер были единственными объектами Солнечной системы, у которых есть кольца. Однако в 2014 году с помощью нескольких телескопов астрономы обнаружили, что кольца существуют вокруг астероида Харикло. Вскоре после этого кольца нашлись и вокруг другого кентавра – Хирона. Однако их происхождение до недавнего времени оставалось загадкой.

Команда ученых из Университета Кобе, Токийского технологического института и Парижского университета имени Дидро выяснила, что произойдет, если кентавр пройдет достаточно близко к планете-гиганту. Результаты показали, что примерно 10% от объема кентавра разрушилось бы. Специалисты смоделировали, какие именно повреждения вызовет на кентавре гравитация планеты. Было обнаружено, что на исход такой встречи влияют такие параметры, как первоначальная скорость астероида, размер его ядра и дистанции его максимального сближения с гигантом. Если у кентавра силикатное ядро, покрытое ледяной оболочкой, то его фрагменты будут летать вокруг самого большого куска. Из получившегося диска и образуются кольца вокруг астероида.

По оценкам астрономов, существует около 44 тыс. кентавров диаметром более одного километра. Результаты ученых позволяют предположить, что кольца существуют и вокруг других кентавров.