Опубликовано 25 марта 2019, 18:47

Выявлены детали траектории молодого Юпитера

© NASA

Международная группа ученых обнаружили факты, свидетельствующие в пользу того, что Юпитер мигрировал ближе к Солнцу спустя 2-3 миллиона лет после рождения. Результаты представлены в журнале Astronomy&Astrophysics.

В конце XVIII века Жозеф Лагранж решил задачу трех тел (которую до тех пор никто не осмеливался рассчитать) с той оговоркой, что масса одного из трех тел пренебрежительно мала относительно остальных двух. Так были раскрыты 5 точек Лагранжа, попав в область которых малый объект может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с массивными телами.

Симона Пирани и Андерс Йохансен, сотрудники Университета Лунда, вместе с коллегами показали, что планета сформировалась в четыре раза дальше от Солнца, чем она находится сейчас. Доказательством смещения послужили троянские астероиды Юпитера, а точнее тот факт, что перед газовым гигантом примерно на 50% больше астероидов, чем находится за ним: именно эта асимметрия стала ключом к пониманию миграции Юпитера.

Ученые определили причину диспропорции, воссоздав ход событий формирования молодой планеты. Благодаря детальному компьютерному моделированию исследователи рассчитали, что текущая асимметрия могла возникнуть только в том случае, если Юпитер сформировался в Солнечной системе в четыре раза дальше, а впоследствии переместился в свое текущее положение.

Согласно расчетам, миграция Юпитера началась уже спустя 2-3 миллиона лет после того, как небесное тело начало свою жизнь в качестве аланетезималя вдали от Солнца, и продолжалась в течение около 700 тысяч лет. Путешествие внутрь Солнечной системы шло по спиралевидной траектории, а причина миграции была связана с газодинамическими силами со стороны протопланетного диска Солнечной системы. Пробивая свою дорогу вперед к Солнцу, Юпитер благодаря своему гравитационному полю и сопротивлению газа увлекал тела, стоящие на его пути.

Моделирование выявляет, что троянские астероиды были затянуты Юпитером еще в молодости, когда он был планетой без газовой атмосферы. Это означает, что астероиды по химическому составу должны быть сходны с ядром планеты. В 2021 году космический зонд NASA Люси будет выведен на орбиту около шести троянских астероидов Юпитера для их изучения. Возможно, нам удастся лучше понять процесс образования гигантской планеты, проанализировав образцы с поверхности астероидов.

«Мы можем многое узнать о ядре и образовании Юпитера, изучая трояны», — подтверждает Андерс Йохансен.