Опубликовано 30 августа 2018, 18:32

Черная дыра может «разбудить» белого карлика перед поглощением

© NASA/CXC/M.Weiss

Астрофизики провели компьютерные симуляции того, как белый карлик пролетает близко к черной дыре промежуточной массы и разрушается. Оказалось, что воздействие сильной гравитации может «разбудить» в нем термоядерные реакции. Результаты изложены на сервере препринтов arXiv.org и приняты к печати в Astrophysics Journal.

Если звезда проходит очень близко к черной дыре, гравитационное притяжение последней может разорвать ее на части. Такой процесс называется приливным разрушением, так как его можно описать в терминах приливных сил — разности сил гравитации, действующих на разные участки тела. Такое событие приводит к кратковременному всплеску излучения, что позволяет изучить свойства изолированных черных дыр, которые не находятся в системах с другими звездами.

В новой работе астрономы смоделировали конкретный сценарий движения тела по параболической орбите с близким пролетом около черной дыры массой в несколько тысяч солнечных. Подобный объект относится к классу черных дыр промежуточных масс, самых загадочных на данный момент. «Важно понять, как много черных дыр промежуточных масс существует, так как это позволит ответить на вопрос, как образовались их сверхмассивные "собратья", — говорит один из авторов работы, Крис Фражиль из Чарлстонского колледжа (США). — Обнаружение черных дыр промежуточных масс посредством наблюдения приливных разрушений будет грандиозным достижением».

Компьютерная симуляция того, как белый карлик проходит по параболической орбите недалеко от черной дыры массой в несколько тысяч солнечных