Опубликовано 20 марта 2018, 12:51

Астрономы рассказали о родине межзвездного астероида

Aстероид Оумуамуа в представлении художника

© Joy Pollard/Gemini Observatory

Канадские астрономы выяснили, что наиболее вероятная «родина» межзвездного астероида Оумуамуа – система с двойной звездой. Такой вывод они сделали после того, как смоделировали гравитационное взаимодействие в звездных системах с различным строением. Доказательства этого утверждения ученые представили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Первый межзвездный астероид, то есть прилетевший из другой звездной системы, астрономы заметили в октябре 2017 года. Его назвали Оумуамуа — в переводе с гавайского это слово означает «гость» или «посланник». С момента обнаружения астрономы хотят подробнее узнать о судьбе астероида. Наиболее вероятный путь его возникновения – столкновение двух небесных тел в какой-либо из соседних звездных систем. Однако не любая система может «отпустить» астероид.

Авторы статьи смоделировали гравитационное взаимодействие звезд и планет в системах различного типа. Вычисления показали, что очень немногие системы с одной звездой могут придать астероиду достаточное ускорение, чтобы он мог преодолеть притяжение звезды. Для этого необходима планета, сравнимая по размерам с Сатурном. Такие встречаются всего в 10% систем близи Солнечной.

Гораздо легче астероид может покинуть систему, в которой две звезды обращаются вокруг общего центра масс. По расчетам астрономов, 36% таких систем могут «выбрасывать» астероиды в межзвездное пространство. Если же учитывать количество систем обоих типов и количество и размеры планет в них, то получается, что более трех четвертей межзвездных астероидов должны «рождаться» в двойных системах.