Опубликовано 24 декабря 2016, 14:04

Российские астрономы обнаружили в галактике IC 560 противовращающийся газовый диск, в котором идет образование новых звезд

© AURA/STScI/NASA

Ученые из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М.В.Ломоносова установили, что газовый диск галактики IC 560 вращается в противоположную сторону по отношению к вращению звездного диска этой галактики, и в нем происходит образование новых звезд. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Astronomy Letters.

Ученые обработали спектры линзовидной галактики IC 560, полученные на спектрографе с длинной щелью на Южно-Африканском Большом Телескопе SALT в 2013 году. Зеркало телескопа имеет размеры 11,1 на 9,8 метра, что делает SALT одним из крупнейших оптических телескопов в мире. Его зеркало состоит из шестиугольных фрагментов и произведено в России на Лыткаринском заводе оптического стекла.

В галактике IC 560 был обнаружен газовый диск, который вращается в противоположную сторону по отношению к вращению звездного диска этой галактики. В ходе исследования ученые выяснили, что в этом противовращающемся газовом диске сейчас происходит образование новых звезд, причем газ диска уже сильно обогащен разными химическими элементами. «Металличность» — показатель обогащения — газового диска IC 560 превышает значение, определенное для звездного диска этой галактики.

«Поскольку почти все химические элементы рождаются в недрах или при взрыве массивных звезд, то обилие химических элементов в газе и их соотношение показывает, насколько сильно проэволюционировал газ. Различие химического состава газа и звезд означает, что в галактику IC 560 газ попал откуда-то извне. Предположительно, на IC 560 упала галактика-спутник, в которой был газ с высоким содержанием разных химических элементов», — рассказала автор исследования Ирина Прошина.

Работа была выполнена в рамках проекта «VOLGA — View On Life of GAlaxies», целью которого является исследование структуры, динамики и эволюции дисковых галактик. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда.