Опубликовано 23 апреля 2018, 16:43

Найдена одна из самых черных планет во Вселенной

© Johndoop/Flickr

Найденный за пределами Солнечной системы газовый гигант оказался одной из самых темных планет, известных человечеству. Выяснилось, что обнаруженное в 2014 году небесное тело поглощает 99% света. Об этом сообщает Science Alert со ссылкой на журнал New Scientist. Препринт статьи, описывающей исследование, можно почитать на arXiv.org.

Планета WASP-104b относится к классу так называемых горячих юпитеров. Такие планеты имеют массу, близкую к массе Юпитера, однако находятся в 100 раз ближе к звезде своей системы, чем Юпитер к Солнцу. Горячие юпитеры состоят в основном из газов, однако в отличие от газовых гигантов, которые очень хорошо отражают видимый свет, эти планеты обычно довольно темные. Так, большинство горчих юпитеров отражает всего около 40% света. Обнаруженная планета отражает лишь около 1% света и входит в пятерку самых темных известных планет.

WASP-104b находится в системе желтого карлика в созвездии Льва на расстоянии около 466 световых лет от Земли. Полный оборот по своей орбите планета успевает сделать меньше чем за два земных дня, а расстояние от нее до звезды этой системы составляет всего 4,3 миллиона километров. Ученые считают, что именно близость WASP-104b к звезде объясняет, почему планета такая темная.

Горячий юпитер вращается синхронно с вращением звезды вокруг своей оси, поэтому он всегда повернут к ней одной стороной (как, например, Луна по отношению к Земле). Получается, что на одной стороне планеты все время день, а на другой — ночь. Из-за очень маленького расстояния до звезды (и, соответственно, высокой температуры) на «дневной стороне» не успевают сформироваться облака, которые обычно отражают много света. Атмосфера на этой стороне состоит, вероятно, из атомов натрия и калия, которые хорошо поглащают свет видимого диапазона. На «ночной» и более холодной стороне облака образуются, но на нее не попадает свет, поэтому этой стороне просто нечего отражать.

Самая темная планета, известная на сегодняшний день, TrES-2b, поглощает 99,9% света. Однако авторы работы считают, что после дальнейшего исследования и уточнения полученных результатов WASP-104b может оказаться еще темнее.