Астрономия

Астрономы получили самое детальное изображение звезды

Реконструкция турбулентности атмосферы Антареса

ESO

Астрономы создали самое детальное на сегодняшний день изображение красного сверхгиганта Антареса. Им также удалось сделать первую карту движения материи в атмосфере звезды (не считая Солнца), обнаружив при этом непредвиденную турбулентность в ее объемной атмосфере. Результаты были опубликованы в журнале Nature.

Группа астрономов из Университета Католика дель Норте в Чили, возглавляемая Кейчи Онака, использовала интерферометр Очень Большого Телескопа (VLTI) в Паранальской обсерватории ESO в Чили для того, чтобы картографировать и измерить движение вещества на поверхности Антареса. На сегодняшний день это самое лучшее изображение поверхности и атмосферы звезды, не считая снимков Солнца.

Местоположение Антареса на звездном небе

ESO

«Уже более пятидесяти лет ученые пытаются понять, почему такие звезды, как Антарес, так быстро теряют массу на финальной стадии существования. VLTI — единственный инструмент, позволяющий точно измерить движение газа в расширенной атмосфере Антареса. Разобравшись с потерей массы, мы попытаемся понять, что стоит за турбулентным движением», — сказал Кейчи Онака.

Чтобы создать подобную карту, астрономы использовали три 1,8-метровых Вспомогательных Телескопа Паранальской обсерватории и инструмент под названием AMBER, получив отдельные снимки поверхности в разных диапазонах инфракрасного излучения. Данные использовали, чтобы посчитать разницу между скоростью газа в атмосфере на разных участках звезды и средней скоростью движения газа по звезде в целом. Итоги исследований зафиксированы на карте.

Полученное на интерферометре изображение

ESO

Ученые обнаружили турбулентность и разреженный газ гораздо дальше от звезды, чем предполагалось, и посчитали, что это движение не могло быть вызвано эффектом конвекции — массивного движения вещества, которое переносит энергию из ядра звезды к внешним слоям атмосферы. Зафиксированное учеными явление может быть результатом нового, ранее неизвестного астрофизикам процесса, который проходит в расширенных атмосферах красных сверхгигантов, подобных Антаресу.

«Эту технику наблюдения можно будет использовать для разных типов звезд, чтобы с предельной тщательностью изучить их поверхность и атмосферу. Ранее таким образом мы могли изучать только Солнце, — подвел итог Онака. — Наша работа выведет астрофизику звезд на новый уровень и откроет новые горизонты наблюдения за звездами».