Опубликовано 15 января 2020, 17:37

Астрономы нашли самый близкий «холодный Нептун»

Поверхность планеты GJ229Ac в представлении художника

© Robin Dienel/Carnegie Institution for Science

Ученые обнаружили пять новых экзопланет и восемь кандидатов в этот список. Две из них могут быть потенциально обитаемы, а еще одна, по словам ученых — самая близкая к Земле и самая холодная нептуноподобная планета из обнаруженных на сегодняшний день. Об открытии исследователи сообщают на страницах The Astrophysical Journal Supplement Series.

Новые миры были открыты с применением метода радиальных скоростей. В нем используется тот факт, что при наличии планетарной системы у звезды скорость ее движения относительно Земли меняется. Это создает крошечные колебания на орбите звезды, которые могут быть обнаружены с помощью современных инструментов. В основном этот метод ученые применяют к красным карликам, так как они имеют небольшую массу, а значит, шанс обнаружить на их орбите планеты земной массы с помощью современных методов гораздо выше.

Группа ученых из Института Карнеги, Калифорнийского, Хартфордширского университетов и Массачусетского технологического института смогла открыть новые планеты, используя довольно старые данные обсерватории UVES. Проанализировав ее архивы, астрономы наткнулись на несколько интересных объектов и решили провести их дополнительные наблюдения. Для этого ученые совместили данные со спектрографов PFS в обсерватории Лас-Кампанас (Чили), HARPS в обсерватории Ла–Силья и HIRES в обсерватории Кека.

Планета класса «холодный Нептун» была обнаружена исследователями на орбите звезды GJ433 на таком расстоянии от нее, где вода на поверхности, вероятно, находится в виде льда. Но, по словам астрономов, это первая планета такого типа, которая является реалистичным кандидатом для прямого наблюдения в будущем.

Другие две планеты — суперземли GJ180d и GJ229Ac. Их масса соответственно в 7,5 и 7,9 раза превышает земную, а орбитальные периоды составляют соответственно 106 и 122 дня. Первая планета равномерно вращается вокруг своей оси и звезды — она не повернута к светилу одной стороной, как Земля к Луне. Это означает, что условия на всей ее поверхности примерно одинаковы, что повышает шансы ее обитаемости. Планета GJ229Ac вращается в двойной звездной системе, в которой один из компонентов — коричневый карлик. Этот факт делает GJ229Ac самой ближайшей к нам планетой, в звездной системе которой есть такая звезда.