Опубликовано 26 июня 2020, 18:08

Найден самый большой квазар в ранней Вселенной

© ESO/L. Calçada

Астрофизики описали квазар J1007+2115, свет от которого шел до Земли 13,02 миллиарда лет. Он имеет массу более миллиарда солнечных и считается самым массивным квазаром в ранней Вселенной. Препринт статьи опубликован на сайте arXiv.org.

Квазары — источники мощного излучения, возникающего из-за аккреции вещества сверхмассивными черными дырами в центрах галактик. Новый квазар получил имя Поньюа'эна, что с гавайского означает «невидимый вращающийся источник творения, окруженный сиянием».

Свет от этого объекта шел до Земли 13,02 миллиарда лет. Это означает, что квазар возник всего примерно через 700 миллионов лет после Большого Взрыва. Согласно современным теориям, возникновение такого массивного объекта на столь ранней стадии развития Вселенной невозможно. Чтобы объяснить этот факт, исследователи предположили, что квазар сначала был «зачатком» черной дыры массой 10 тысяч солнечных уже через 100 миллионов лет после Большого Взрыва.

Обнаружить J1007+2115 ученым удалось с помощью систематических поисков самых далеких квазаров. Для его наблюдения астрофизики использовали телескопы Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили, обсерватории Кека на Гавайях и обсерватории Gemini. Наблюдения на последней позволили получить инфракрасные спектры объекта и измерить его массу и спектральные характеристики источника.

Современная теория предполагает, что через небольшое количество времени после Большого Взрыва атомы были слишком далеки друг от друга, из-за чего не могли соединяться и образовывать звезды с галактиками. Рождение известных нам звезд и галактик произошло в эпоху реионизации, примерно через 400 миллионов лет после Большого Взрыва.

Открытие квазаров, подобных Поньюа'эна, существовавших в эпоху реионизации — значительный шаг к пониманию самого процесса и образования ранних сверхмассивных черных дыр и массивных галактик. Поньюа'эна позволил наложить новые и важные ограничения на эволюцию межгалактической среды в эпоху реионизации.