Опубликовано 28 февраля 2020, 16:49

Произошел самый большой во Вселенной выброс энергии

© NASA/CXC/Naval Research Lab/Giacintucci

Астрономы из США увидели самый мощный на сегодняшний день взрыв во Вселенной. Он произошел в сверхмассивной черной дыре в центре одной из галактик. Статья ученых опубликована в The Astrophysical Journal. Ее препринт доступен на arXiv.org.

Исследователям и раньше доводилось наблюдать высокоэнергетичные вспышки в центрах галактик. Но до сих пор зафиксировать настолько мощный выброс энергии ученым не удавалось. Новое событие примерно в пять раз сильнее предыдущего рекордсмена, но при этом развивается достаточно медленно.

Новая вспышка произошла в галактическом кластере Змееносца, свет от которого идет до Земли 390 миллионов лет. Она оказалась настолько мощной, что пробила полость в кластерной плазме — сверхгорячем газе, окружающем черную дыру. Исследователям было известно о полости и раньше — за счет наблюдений рентгеновских телескопов, но понять, что перед ними, астрономы смогли, взглянув на объект с помощью радиотелескопов.

Наблюдать такое масштабное событие исследователи из Военно-морской исследовательской лаборатории США и Университета Юты смогли с помощью четырех рентгеновских и радиообсерваторий: Chandra, XMM-Newton, Murchison Widefield Array (MWA) в Западной Австралии и Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) в Индии.

Однако даже несмотря на высокое разрешение снимков взрыва, ученые не знают его точной причины. Чтобы выяснить это, исследователи теперь планируют увеличить количество направленных на объект антенн решетки MWA в два раза — до 4096 штук, — что позволит увеличить чувствительность прибора в десять раз. Исследователи надеются, что этот космический «артефакт» — первый из многих, которые еще предстоит обнаружить.