Опубликовано 11 октября 2018, 14:18

Новый телескоп почти удвоил статистику быстрых радиовсплесков

Радиотелескоп ASKAP

© David Smyth/WCAI

Введенный в строй в 2012 году австралийский радиотелескоп ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder) обнаружил за год наблюдений 20 новых быстрых радиовсплесков. Это почти вдвое больше всех известных до его запуска источников подобных сигналов. Пока астрономы не могут полностью объяснить причину появления быстрых радиовсплесков. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) — это короткие, продолжительностью порядка нескольких миллисекунд, сигналы в радиодиапазоне. Их источники распределены по всему небу. Впервые их обнаружили в 2007 году в архивных данных австралийского радиотелескопа Parkes Государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO). С тех пор астрономы открыли несколько десятков новых FRB, в том числе один повторный, от которого было зафиксировано много десятков сигналов.

Астрофизики пытались объяснить это явление с помощью разных гипотез, но пока не пришли к однозначному выводу. Сегодня известно, что источники радиовсплесков находятся за пределами нашей Галактики. Следовательно, в процессе их излучения должна выделяться огромная энергия, примерно соответствующая десяткам лет свечения Солнца.

«За год мы обнаружили 20 быстрых радиовсплесков, что практически удваивает количество зарегистрированных событий с момента обнаружения в 2007 году, — говорит ведущий автор работы Райан Шеннон из Технологического университета Суинберн (Австралия). — Используя возможности нового телескопа ASKAP, мы убедились, что быстрые радиовсплески приходят от источников на другом крае Вселенной, а не из ближайшего галактического окружения Млечного Пути».

ASKAP — это первая фаза строительства крупнейшего в мире радиотелескопа Square Kilometre Array (SKA). Создатели говорят, что полноценно он заработает к 2024 году. Радиотелескоп будет состоять из множества антенн, способных проводить совместные наблюдения в режиме интерферометра. Приемное оборудование будет расположено в Австралии и Южно-Африканской Республике.