Опубликовано 13 июня 2017, 18:02

Крупнейшие галактики определились с ориентацией 10 миллиардов лет назад

© ESA/Hubble, NASA, HST Frontier Fields

Наиболее яркие галактики в скоплениях ориентированы преимущественно так же, как и окружающая их материя. Полученные при помощи телескопа Hubble данные указывают, что это произошло как минимум десять миллиардов лет назад. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Изначально считалось, что все галактики ориентированы в пространстве случайно, однако исследования последних лет показывают, что это справедливо не для всех из них. Наиболее выражен этот эффект для гигантских эллиптических галактик, которые находятся в центрах крупных скоплений. Причины этого явления до сих пор остаются не вполне ясными, поэтому астрономы пытаются заглянуть в прошлое Вселенной, надеясь получить подсказку.

В новом исследовании авторы использовали орбитальный телескоп Hubble для наблюдения за 65 гигантскими галактиками, свет от которых шел миллиарды лет. Они обнаружили, что преимущественная ориентация уже наблюдалась в то время, когда Вселенная была в три раза моложе, чем сейчас. «Это важный кусочек головоломки, — говорит руководитель исследования Майкл Уэст из американской Обсерватории Лоуэлла. — Он указывает, что рассматриваемый эффект появился рано, вне зависимости от его природы».

Астрономы предложили несколько теорий. Одна из них объясняет ориентацию тем, что большие галактики растут, поглощая соседей, что должно происходить вдоль филаментов — нитевидных структур, формирующих крупномасштабную структуру Вселенной. Другая предполагает, что по прошествии достаточного количества времени гравитация разворачивает галактики вдоль линии распределения массы. Новая работа не исключает ни одно из этих объяснений, но устанавливает новые ограничения по времени.

Авторы собираются продолжать работу, чтобы изучить еще более далекие галактики, однако это сопряжено с очевидными проблемами, связанными с трудностями наблюдения. «Мы пытаемся измерить формы и ориентации галактик, которые являются очень тусклыми и маленькими объектами из-за чрезвычайно большого расстояния до них. Это сложная задача», — добавляет Уэст.