Опубликовано 04 сентября 2019, 20:00

Впервые вычислена скорость потребления материи квазарами

© C. Carreau/ESA

Исследователи из Научно-технического университета Китая смогли впервые вычислить скорость, с которой раскаленный до высоких температур газ поступает из аккреционного диска вокруг квазаров в их центры. Работа ученых опубликована в журнале Nature.

Аккреционный диск представляет собой скопление газа, пыли и более крупных материалов, сосредоточенное вокруг крупного источника гравитации. Одним из таких источников считаются квазары — центры галактик, которые, согласно теориям астрофизиков, представляют собой сверхмассивные черные дыры.

Межзвездный газ нельзя наблюдать непосредственно, так как сигналы его излучения пропадают из-за высокой яркости аккреционного диска. Вместо этого исследователи следят за газом, попадающим в аккреционный диск, который может проходить через их поле зрения. Такие потоки вызывают своего рода затмения между Землей и квазаром, позволяя получить спектры излучения входящего внутрь квазара вещества.

В новой работе исследователи использовали эффект Доплера, чтобы измерить эти линии и наблюдать скорость поступления газа к черной дыре. Явление заключается в смещении длины излучаемого объектом света в красную — длинноволновую — область при удалении его от приемника. Используя эффект Доплера, китайские ученые смогли измерить скорость поглощения газа для восьми квазаров и получили среднее значение в 5000 км/c.

«Такая высокая скорость может быть получена только благодаря сильной гравитации центральной черной дыры, — подчеркнул один из авторов статьи, преподаватель Научно-технического университета Китая Хунянь Чжоу. — Это можно сравнить с падением метеоритов на Землю. Чем ближе такие объекты находятся к планете, тем быстрее они к ней приближаются».

В будущем Чжоу и его команда планируют исследовать, как именно эти квазары организуют и распределяют массу от аккреционного диска к потокам, попадающим непосредственно в черную дыру. По словам Чжоу, выяснение этого процесса могло бы улучшить понимание того, как формируются квазары, как долго они могут существовать и когда умирают.