Опубликовано 25 июня 2020, 17:07

При слиянии черных дыр может излучаться свет

© NASA/CXC/A.Hobart

Астрофизики впервые обнаружили доказательство того, что слияние черных дыр может привести к выделению энергии в виде светового излучения. До сих пор ученые регистрировали только гравитационные волны от этих событий. О своем открытии ученые рассказали на страницах журнала Physical Review Letters.

«В центре большинства галактик находится сверхмассивная черная дыра. Она окружена большим количеством звезд и черных дыр, — говорит один из авторов нового исследования, профессор Городского университета Нью-Йорка Саавик Форд. — Эти объекты могут сталкиваться друг с другом, образуя более крупные черные дыры. При этом происходит выделение огромного количества энергии, которое, как правило, распространяется в пространстве в виде гравитационных волн».

Однако теперь ученые выяснили, что эта энергия также может распространяться в виде излучения. Авторы проанализировали событие S190521g, которое было впервые обнаружено в 2019 году с помощью обсерватории LIGO/Virgo. Вскоре после обнаружения этого гравитационно-волнового события исследователи Паломарской обсерватории недалеко от Сан-Диего зафиксировали вспышку света.

Согласно более ранним расчетам, вспышка света от слияния черных дыр, если она имеет место быть, начинается спустя несколько дней или даже недель после обнаружения гравитационных волн. В данном случае исследователи провели анализ архивных данных и выяснили, что вспышка излучения началась через несколько дней после обнаружения гравитационных волн и продолжалась в течение месяца.

Ученые попытались подробнее исследовать спектр сверхмассивной черной дыры, но к тому времени вспышка уже угасла. Спектр дал бы больше оснований полагать, что вспышка возникла в результате слияния черных дыр. Однако исследователи говорят, что им удалось в значительной степени исключить другие возможные причины наблюдаемой вспышки, включая сверхновую звезду или событие приливного разрушения, которое происходит, когда черная дыра «съедает» звезду.

Вновь образовавшаяся черная дыра, согласно расчетам астрофизиков, должна будет послать к Земле еще одну вспышку света в ближайшие несколько лет. Процесс слияния черных дыр дал объекту импульс, который должен был заставить его снова войти в диск сверхмассивной черной дыры и выплеснуть энергию столкновения в виде вспышки высокоэнергетичного излучения.