Опубликовано 29 октября 2019, 10:50

В Солнечной системе нашли кандидата на роль карликовой планеты

Изображение Гигеи, полученное SPHERE

© ESO/P. Vernazza et al./MISTRAL algorithm (ONERA/CNRS)

Астрономы изучили поверхность, размер и форму астероида Гигея и выяснили, что все его параметры соответствуют стандартам карликовой планеты. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Международная группа ученых с помощью прибора SPHERE телескопа VLT Европейской южной обсерватории увидела, что Гигея имеет достаточную массу, чтобы ее гравитация придала ему сферическую форму. Это последний из четырех параметров для карликовых планет Солнечной системы. Ранее ученые обнаружили, что Гигея вращается вокруг Солнца, не имеет спутников и не может расчистить пространство около своей орбиты.

Гигея — это четвертый по величине объект в поясе астероидов. Сейчас, когда ученые установили его форму, он может стать самой маленькой карликовой планетой в Солнечной системе. Его диаметр чуть превышает 430 км. Ранее самой маленькой считалась Церера — ее диаметр почти 950 км. У самой известной карликовой планеты — Плутона — этот показатель достигает почти 2400 км.

Гигея принадлежит к большому семейству, состоящему из почти семи тысяч астероидов. Астрономы предполагали увидеть на поверхности Гигеи огромный ударный кратер от столкновения, приведший к ее формированию, — как в случае Весты. Однако им удалось лишь подтвердить наличие двух небольших кратеров.

Применив методы компьютерной симуляции, астрономы показали, что семейство Гигеи образовалось в результате столкновения их родительского тела около двух млрд лет назад с крупным — от 75 до 150 км в диаметре — объектом, после чего и образовалась шарообразная карликовая планета и тысячи окружающих ее астероидов. «Подобное столкновение двух тел в поясе астероидов — единственное в своем роде за последние три — четыре млрд лет», — отметил один из авторов исследования, аспирант Карлова университета Павел Шевечек.