Опубликовано 09 июля 2019, 16:57

Экзопланеты предложили находить с помощью гравитационных волн

© NASA/JPL-Caltech/Indicator.Ru

Исследователи из Института гравитационной физики Общества им. Макса Планка предложили новый способ обнаружения экзопланет. Он основан на данных, полученных с помощью гравитационно-волновой обсерватории LISA, которую планируют запустить в 2034 году. Статья с описанием метода опубликована в журнале Nature Astronomy.

За последние два десятилетия знания об экзопланетах значительно расширились. Было открыто более четырех тысяч подобных объектов за пределами Солнечной системы. До сих пор методы, используемые для поиска и характеристики этих систем, были основаны на электромагнитном излучении и ограничены солнечной окрестностью и некоторыми частями галактики.

«Мы предлагаем метод, который использует гравитационные волны для поиска экзопланет, вращающихся вокруг двойных белых карликов. Белые карлики — очень старые и маленькие остатки звезд, когда-то похожих на солнце. LISA будет измерять гравитационные волны из тысяч двойных белых карликов. Когда планета вращается вокруг такой пары звезд, наблюдаемая гравитационно-волновая картина будет выглядеть иначе по сравнению с бинарной системой без планеты. Это характерное изменение формы гравитационных волн позволит нам обнаружить экзопланеты», — заявил исследователь из Института гравитационной физики Общества им. Макса Планка Никола Таманини.

Новый метод использует допплеровский сдвиг гравитационно-волнового сигнала, вызванного гравитационным притяжением планеты к двум белым карликам. Этот метод является гравитационно-волновым аналогом метода радиальной скорости, используемого для поиска экзопланет стандартными электромагнитными телескопами. Преимущество гравитационных волн в том, что они не подвержены влиянию звездной активности, которая может препятствовать электромагнитным открытиям.