Опубликовано 17 октября 2016, 18:30

Спутники NASA помогли исследовать космические ударные волны

Солнечная ударная волна

© Elizabeth Howell, SPACE.com

Шведские ученые из Института космической физики в Уппсале с помощью спутников NASA исследовали «рябь», которая двигается вдоль ударных волн, возникших в результате взрыва далеких небесных тел. С деталями работы можно ознакомиться в журнале Physical Review Letters.

«Рябь» была обнаружена благодаря данным, полученным с помощью четырех спутников MMS (Magnetospheric MultiScale) NASA, которые были запущены в 2015 году. Ударные волны в плазме (ионизированный газ, заполняющий большую часть видимого вещества во Вселенной) образуются вокруг планет, звезд и сверхновых. Ударные волны в плазме очень эффективно разгоняют элементарные частицы. Предполагается также, что они являются основным источником космических лучей — заряженных частиц с очень высокой энергией.

До сих пор не было известно, каким образом частицы ускоряются и как плазма нагревается при ударных волнах. Ранее компьютерное моделирование уже показывало, что на поверхности ударных волн может появляться «рябь», однако «рассмотреть» ее было трудно из-за незначительных размеров и высокой скорости распространения.

Ученые пришли к выводу, что подобная «рябь» в ударных волнах способна повлиять на способ нагревания плазмы, а также может играть немаловажную роль в ускорении частиц до высоких энергий. «Благодаря спутникам MMS мы впервые можем очень детально изучить структуру фронта ударной волны», — утверждает ведущий автор работы Андреас Йоландер. По словам ученого, результаты исследования чрезвычайно важны, поскольку благодаря им ученые смогут понять, как ударные волны порождают космические лучи.