Опубликовано 04 октября 2018, 15:53

Впервые получены убедительные свидетельства существования экзолуны

© NASA/ESA/L. Hustak

Астрономы впервые увидели специфические наблюдательные сигналы, характерные для экзолуны — спутника планеты у другой звезды. Окончательно доказать существование подобного тела позволят наблюдения следующего затмения в этой системе, которое пройдет в мае 2019 года. Результаты работы изложены в журнале Science Advances.

Астрономы за последние годы обнаружили свыше тысячи экзопланет — тел, обращающихся вокруг других звезд. Многие из них являются крупными объектами размером с Юпитер и даже больше, что допускает наличие у них множества лун, хотя ни одного убедительного доказательства существования экзолуны пока не удалось получить.

Тем не менее существует несколько кандидатов в экзолуны. Одно из таких тел должно находиться на орбите вокруг экзопланеты Kepler-1625b, которая размером примерно с Юпитер и, по-видимому, в несколько раз тяжелее. Она делает один оборот вокруг своей звезды за 9,5 месяца. По предварительным данным, экзолуна в этой системе чрезвычайно велика и сравнима по диаметру с Нептуном.

Система Kepler-1625 является затменной, то есть планеты в ней периодически проходят по диску звезды, частично блокируя ее свет. Если у планеты нет спутников, то затмения должно происходить строго периодично. Если же период обращения экзолуны не кратен орбитальному периоду планеты, то время наступления затмений будет слегка отличаться. Именно это было замечено в случае Kepler-1625b: наблюдения космическим телескопом Hubble показали, что затмение в октябре 2017 года началось примерно на 75 минут раньше расчетного. Также была замечена вторая компонента в кривой блеска звезды, что еще раз указывает на существование дополнительного тела.

Точные наблюдения затмения в мае 2019 года позволят поставить точку в этом вопросе и либо окончательно подтвердить наличие экзолуны, отвергнув альтернативные объяснения вроде пятен на звезде, либо опровергнуть его. Астрономы уже запросили наблюдательное время на Hubble.