Опубликовано 19 мая 2020, 14:14

Ученые разгадали тайну «потоков лавы» на Марсе

© NASA/JPL/MSSS

Международная группа исследователей проанализировала элементы рельефа на Марсе, которые изначально были приняты за следы лавовых потоков. Оказалось, что их сформировала обычная грязь. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Geoscience.

На поверхности Марса есть десятки тысяч таких форм рельефа. Чаще всего они расположены там, где есть большие каналы, сформированные древними потоками жидкости. Эти каналы очень длинные, они простираются на сотни километров в длину и обычно более чем на десятки километров в ширину. По предположению ученых, эти желоба возникли в результате массивных наводнений, сопоставимых по силе с крупнейшими событиями подобного рода, наблюдавшимися когда-либо на Земле. Но несмотря на то что воды в этих каналах уже давно нет, часть ее в какой-то момент после исчезновения могла вновь выйти из пород в виде грязи.

Используя тестовую камеру Mars Chamber в Открытом университете (Великобритания), имитирующую поверхность Красной планеты, авторы новой работы воссоздали температуру поверхности и атмосферное давление на планете как на Земле, так и на Марсе. Ученые проводили эксперименты при низком давлении и низких температурах (-20 °C), чтобы воссоздать марсианскую среду.

В результате авторы обнаружили, что свободно текущая грязь в марсианских условиях ведет себя иначе, чем на Земле, из-за быстрого замерзания и образования ледяной коры. Это происходит потому, что вода в марсианской атмосфере ведет себя не так стабильно, как на Земле: она начинает кипеть и испаряться. Испарение удаляет скрытое тепло из грязи, в конечном итоге заставляя ее замерзать.

В марсианских условиях экспериментальные грязевые потоки принимали форму так называемой лавы пахоэхоэ — волнистых лавовых потоков, часто встречающихся на Гавайях или в Исландии. В эксперименте это происходило, когда жидкая грязь выливалась из трещин в замерзшей корке, а затем снова замерзала.

Однако под земным атмосферным давлением экспериментальные потоки грязи не образовывали похожие на лаву формы, не расширялись и не имели ледяной корки даже в очень холодных условиях. Такой же вид «седиментационного вулканизма», по словам ученых, может происходить на карликовой планете Церера, которая расположена в поясе астероидов между Марсом и Юпитером и содержит подповерхностный океан.