Опубликовано 21 сентября 2018, 13:47

Едва начав работать, телескоп TESS уже открыл две экзопланеты

© L. Calçada/IAU

Орбитальный телескоп TESS, официально начавший работу в начале августа, уже открыл две экзопланеты. Одна из них — сверхкороткопериодическая «горячая Земля», а вторая — короткопериодическая суперземля. Препринты с описанием открытий опубликованы на сервере arXiv.org (1, 2).

Специально созданный для поиска экзопланет телескоп TESS 19 апреля 2018 года вывела в космос ракета Falcon 9 компании SpaceX. Чтобы занять нужную орбиту, он совершил несколько маневров, в том числе один раз облетел Луну. Из-за такой сложной траектории первые наблюдения телескоп провел 25 июля, а научная программа началась 7 августа. Ученые возлагают на TESS большие надежды: он должен найти несколько тысяч землеподобных планет у близких звезд.

Данные первых научных наблюдений телескопа TESS

© NASA/MIT/TESS

В новых статьях описываются первые результаты работы спутника. Пока обнаруженные объекты правильно называть экзопланетами-кандидатами, так как для полноценного открытия нужно, чтобы их подтвердили и другие телескопы. Оба тела можно отнести к землеподобным, но они вряд ли обитаемы, так как находятся довольно близко к родительским звездам. Из-за этого температура на их поверхности очень высока. Одна из них — Пи Столовой Горы — размером примерно в два раза превосходит Землю и обращается вокруг светила за 6,27 дня. Ориентировочно ее масса составляет 4–5,5 массы Земли. Для этого тела уже есть некоторые подтверждающие наблюдения от других телескопов. Авторы отмечают, что небольшая яркость звезды и близость самой системы, расположенной всего в 60 световых годах от нас, позволят в будущем исследовать планету более детально, в том числе получить прямые изображения.

Вторая планета — LHS 3844b — меньше по размеру и примерно на треть больше Земли. Однако она экстремально близка к звезде: период ее обращения равен всего 11 часам. Скорее всего, на поверхности планеты температура достигает сотен градусов, а атмосфера отсутствует, так как ее сдувает мощный звездный ветер. Подтверждающих данных для этого объекта нет, поэтому пока астрономы не могут даже оценить ее массу. Эта система расположена еще ближе к нам, примерно в 49 световых годах.

В будущем астрономы смогут дополнительно исследовать это небесное тело, выяснить его массу, а также окончательно подтвердить или опровергнуть наличие атмосферы.