Опубликовано 06 февраля 2018, 10:49

На планетах TRAPPIST-1 воды может оказаться больше, чем на Земле

© ESO/M. Kornmesser

Новое исследование международной группы ученых позволяет предположить, из чего состоят планеты системы TRAPPIST-1 — системы экзопланет, вращающихся вокруг одной из звезд созвездия Водолея. По мнению авторов статьи, некоторые из них могут быть покрыты водой или льдом и иметь плотную атмосферу. Подробности исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Ученые объединили результаты наблюдений наземных и космических телескопов и использовали сложные компьютерные модели, чтобы рассчитать массу и плотность экзопланет. Помогло в этом то, что орбиты планет довольно близки, и их массы взаимодействуют друг с другом, изменяя периоды обращения и частоту наблюдаемых транзитов. Составляя модель, ученые подбирали массы и плотности планет, пока расчетное время транзитов не совпало с наблюдениями.

Расчеты показали, что планеты этой системы, состоящие в основном из твердых пород, могут содержать большое количество воды — до 5% своей массы (для сравнения, на долю воды приходится лишь 0,02% массы Земли). На ближайших к звезде планетах системы вода может испаряться, образуя плотную атмосферу, на более далеких и холодных — покрывать поверхность слоем льда. Четвертая планета — наиболее похожая на Землю по своему размеру, массе и количеству излучения, получаемого от звезды, — может иметь и жидкую воду.

«Плотность хоть и важна для определения состава планет, но ничего не говорит о том, насколько они пригодны для жизни. Несмотря на это, наше исследование — важный шаг к пониманию того, могут ли эти планеты поддерживать жизнь», — заключил один из авторов работы, сотрудник Бернского университета Брис-Оливер Демори.

Планеты системы TRAPPIST-1 были открыты в 2016-2017 годах. Внимание астрономов они привлекают тем, что все семь планет по своим характеристикам похожи на Землю, а три из них находятся в зоне обитаемости.