Опубликовано 13 октября 2016, 09:28

Ученые выяснили, как появился гигантский кратер на Фобосе

Фобос

© Image courtesy of Lawrence Livermore National Laboratory

Американские исследователи из Ливерморской национальной лаборатории впервые показали, как мог образоваться крупнейший кратер на спутнике Марса Фобосе. С текстом работы можно ознакомиться в журнале Geophysical Review Letters.

Диаметр кратера под названием Стикни — около девяти километров, он занимает чуть менее половины 22-метрового спутника. Чтобы выяснить, как ударный объект создал самый заметный кратер на Фобосе, не разрушив при этом сам спутник, ученые провели 3D-моделирование, составив также нужные показатели объема пористых структур на спутнике.

Эксперимент выявил ряд возможных параметров ударного объекта. Скорее всего, кратер возник после столкновения с телом, длина которого составляла 250 метров, а скорость удара — примерно шесть километров в секунду.

Полученные результаты также опровергли теорию, объясняющую возникновение загадочных параллельных борозд, идущий от кратера. Предполагалось: они также появились вследствие удара астероида. Однако по итогам работы стало ясно, что такой удар никак не смог бы породить прямые, длинные, параллельные канавки. Существует вероятность того, что их могли образовать каменные глыбы, которые медленно катились после удара. Но, как отмечают авторы работы, эту теорию еще предстоит проверить.

Фобос — один из двух спутников Марса, его орбита расположена на расстоянии более 9300 км от Красной планеты. Фобос считается ближайшим относительно своей планеты — по сравнению с другими планетами и их спутниками в Солнечной системе. В 2015 году стало известно, что Фобос разрушается под воздействием гравитационных сил Марса. Согласно докладу, представленному экспертами NASA, спутник прекратит свое существование через 30-50 млн лет.