Опубликовано 30 марта 2021, 19:18
2 мин.

В океане Энцелада могут существовать течения

© NASA

Американские ученые выяснили, что в подледном океане спутника Сатурна могут существовать течения, вызванные колебаниями солености. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

Энцелад — спутник Сатурна. Это ледяной шар диаметром 500 километров, то есть в семь раз меньше Луны. Однако этот небольшой спутник сегодня привлекает пристальное внимание ученых. Дело в том, что в 2014 году на нем обнаружили под ледяным щитом океан жидкой воды, которая гейзерами извергалась из трещин во льду. Зонд Cassini даже взял пробы воды. Океан на Энцеладе не похож на земной. Если на Земле океан относительно неглубокий (в среднем 3,6 км), покрывает три четверти поверхности, теплее наверху из-за нагрева солнечными лучами и холоднее на глубине, а также имеет течения, то на Энцеладе океан полностью спрятан под льдом, охватывает всю планету, теплеет на глубине благодаря ядру спутника и холоднее ближе к поверхности, а его глубина не меньше 30 км. Что очень важно, океан на Энцеладе соленый. Благодаря этому там могут быть течения, подобные земным, как показали ученые из Калифорнийского технологического института.

Данные с зонда показали, что лед на полюсах тоньше, чем на экваторе. Это может быть связано с таянием и замерзанием соответственно, отмечают ученые. Когда соленая вода замерзает, она выделяет соли и делает окружающую воду тяжелее, из-за чего она опускается на дно. А при таянии происходит обратный процесс. Разработанная учеными компьютерная модель показала, что области таяния и замерзания будут связаны океаническими течениями, которые обеспечат циркуляцию воды от полюсов к экваторам, которая повлияет на распределение тепла и питательных веществ. Это опровергает существовавшую ранее теорию, что океан на Энцеладе однороден.

«Понимание того, какие районы подповерхностного океана могут быть наиболее благоприятными для жизни, очень важно. Однажды это может помочь в работе по поиску признаков жизни на Энцеладе», — прокомментировал один из исследователей, Эндрю Томпсон из Калифорнийского технологического института.