Опубликовано 05 января 2020, 21:28

В планетарной туманности найдены бедные водородом участки

Планетарная туманность Кошачий Глаз

© Judy Schmidt/Flickr

В туманности вокруг звезды WR72 нашли бедные водородом «узлы», благодаря которым можно больше узнать о ее развитии. Об открытии астрономы во главе с Василием Гварамадзе из МГУ сообщили в препринте, выложенным на arXiv.

Как и многие туманности такого типа, WR72 имеет сложную внутреннюю структуру. Как видно на снимках инфракрасного телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer), дополнившего исследование, на окружена почти кольцеобразным гало и наружной оболочкой вытянутой формы и с двумя полюсами. Бледные зоны, где мало водорода, пронаблюдали на другом телескопе — южноафриканском SALT (Southern African Large Telescope).

Эту туманность, расположенную в 4630 световых годах от нас, относят к планетарным. Такие туманности окружают горячую компактную звезду на поздних стадиях ее развития и образуются из ее сброшенных оболочек. Вещество окружает ее облаком ионизированного газа и пыли, и продукты горения звезды — элементы тяжелее водорода и гелия — насыщают межзвездное пространство, чтобы дать начало новым поколениям звезд и планетам. Но название они получили не потому, а из-за сходства с планетой Ураном в телескопе древних астрономов.

Бедные водородом узлы вокруг WR72