Опубликовано 04 апреля 2017, 16:41

Подтверждено внеземное происхождение быстрых радиовсплесков

© Jingchuan Yu, Beijing Planetarium

Наблюдения на австралийском радиоинтерферометре позволили обнаружить три новых быстрых радиовсплеска (FRB — fast radiobursts), а также исключить их происхождение на поверхности Земли или в атмосфере. Статья астрофизиков принята к публикации в журнале MNRAS, ознакомиться с работой можно на сервере препринтов arXiv.org.

Обнаруженные около 10 лет назад FRB на австралийском телескопе Паркс представляют собой яркие вспышки в длинноволновом диапазоне продолжительностью несколько миллисекунд. В предположении, что они происходят в далеких галактиках и излучают энергию во все стороны, их светимость в миллиарды раз превышает энерговыделение любого известного в нашей Галактике объекта. Также были предложены объяснения, опирающиеся на их земное происхождение. «Современным однозеркальным радиотелескопам трудно определять внеатмосферное происхождение сигналов», — говорит Крис Флинн из Технологического университета Суинберна.

Используя радиоинтерферометр Молонго ученым удалось доказать внеземное происхождение FRB. Интерферометр состоит из нескольких разнесенных телескопов, данные которых обрабатываются таким образом, что некоторые характеристики сигнала можно определить с очень высокой точностью (такая же точность теоретически достижима на огромном телескопе, у которого размер зеркала равен расстоянию между элементами интерферометра). Молонго обладает собирающей поверхностью в 18 000 квадратных метров и большим полем зрения (примерно 9 квадратных градусов), поэтому он хорошо подходит для поиска FRB.

Большие размеры «виртуального» телескопа ставят нижний предел на расстояние до источника в 10 000 километров. С помощью такого инструмента также можно точно определять направление, в котором располагается повторяющийся источник, но такой известен лишь один. В исследованном участке неба ученые нашли еще три вспышки, которые не повторялись. По их подсчетам, на всем небе число таких вспышек может достигать 78 штук в день, что в 100 раз превышает основанные на данных телескопа Паркс оценки. «Возможно, одним из наиболее диковинных объяснений этих событий является предположение о связи их с деятельностью инопланетян», — говорит профессор Мэтью Бэйлс из Технологического университета Суинберна.