Опубликовано 30 мая 2017, 18:42

Ученые поняли, почему на Венере вулканы неактивны

© NASA/JPL

Свойства венерианской коры препятствуют формированию вулканов. Анализ, проведенный американскими исследователями, показал: высокая температура на этой планете делает поверхность менее твердой, что предотвращает формирование тектонических плит и трещин, по которым могла бы течь магма. Результаты авторы изложили на страницах издания Physics of the Earth and Planetary Interiors.

Земля и Венера достаточно похожи друг на друга: у них близкие размеры и массы. Однако условия на поверхностях этих тел различаются невероятно. Изучение особенностей геологических процессов должно прояснить, почему эти планеты стали настолько различны. Одной их таких особенностей является практически отсутствующий сегодня, но весьма активный в прошлом вулканизм.

«Если мы сможем понять, почему и как две практически идентичные планеты стали настолько разными, тогда мы как геологи сможем подсказать астрономам, как искать потенциально обитаемые землеподобные планеты и избегать землеподобных тел, которые на самом деле больше похожи на Венеру, то есть бесплодные и горячие пустоши», — говорит автор работы Сами Михаил из Сент-Эндрюсского университета Шотландии.

Сопоставляя данные о деформации базальта при высокой температуре и давлении, они получили оценку глубины венерианского хрупко-пластичный перехода на уровне 2-12 километров, в то время как, применяя этот же метод к Земле, авторы получили оценку в 25-27 километров. Так как наиболее эффективный способ попадания магмы к поверхности — это течение вдоль разломов в хрупких областях коры, то на Венере он будет подавлен, и магма будет удерживаться в пластичных слоях. Аномальное относительно земного соотношение изотопов аргона 40Ar/36Ar в атмосфере Венеры авторы связывают с разницей в выделении более тяжелого в процессе дегазации. На основе этого предположения исследователи делают вывод, что вулканизм на Венере был в три раза менее интенсивен, чем на Земле, в течение последних 4,5 миллиардов лет.