Опубликовано 22 октября 2020, 18:56

Вулканы создают атмосферу спутника Юпитера Ио

© SwRI/Andrew Blanchard

Изображения, полученные с комплекса радиотелескопов в пустыне Атакама, показали, что вулканы производят 30–50% всей атмосферы спутника Юпитера Ио. Такая высокая вулканическая активность вызвана процессом приливного разогрева, связанного с необычной орбитой спутника. Работа опубликована в Planetary Science Journal.

Ио — наиболее вулканически активный спутник Солнечной системы, на нем находится более 400 действующих вулканов, извергающих серные газы, которые при замерзании на поверхности придают Ио характерный желтоватый цвет. Состав атмосферы может многое рассказать о процессах, происходящих внутри спутника, но до сих пор было известно только то, что в атмосфере преобладает газообразный диоксид серы. Оставалось неизвестным, появился ли газ в результате вулканической активности, или же поднялся с ледяной поверхности, когда Ио находился в солнечном свете. Международная команда астрономов использовала комплекс радиотелескопов ALMA, расположенный в пустыне Атакама (Чили), чтобы сделать снимки Ио в момент, когда он выходил из тени Юпитера.

«Когда Ио находится в тени Юпитера, на него не попадает прямой солнечный свет, и серные пары конденсируются на поверхности. В течение этого времени мы можем наблюдать только диоксид серы вулканического происхождения, — рассказала Стация Лущ-Кук, сотрудница Колумбийского университета в Нью-Йорке. — Именно так мы увидели, что атмосфера находится под сильным воздействием вулканической активности».

Астрономы смогли ясно увидеть шлейфы диоксида и оксида серы, поднимающиеся из вулканов. На основе снимков они рассчитали, что вулканы производят от 30 до 50% всей атмосферы Ио. Кроме того, некоторые вулканы создают газообразный хлорид калия, а это говорит о том, что магма под разными вулканами отличается. Высокая вулканическая активность вызвана процессом приливного разогрева, который связан с эллиптической орбитой Ио. На него оказывают гравитационное воздействие другие спутники Юпитера, Европа и Ганимед, что вызывает внутреннее трение и сильный нагрев. В результате появляются вулканы, в том числе такие огромные, как Патера Локи с диаметром кратера 250 км. В следующих исследованиях ученые планируют определить температуру нижних слоев атмосферы Ио, для чего потребуются снимки более высокого разрешения.