Опубликовано 05 декабря 2018, 15:26

Жидкость с отрицательной массой объясняет темную материю и энергию

© David Griffin/Flickr/Indicator.Ru

Британский астроном предложил новую космологическую модель, в которой и темная материя, и темная энергия объясняются единой сущностью. Он считает, что существует космическая жидкость с отрицательной массой, причем ее все время становится больше. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Наиболее полноценная современная теория устройства Вселенной — модель ΛCDM. Согласно этой модели, существуют два явления пока неизвестной природы: темная энергия и темная материя. Первая отвечает за наблюдаемое ускоренное расширение пространства. Существует несколько гипотез о ее устройстве, огласно одной, например, темная энерия — это следствие энергии вакуума. Темная материя отвечает сразу за множество наблюдательных феноменов, в том числе темп роста структур во Вселенной, зависимость скорости вращения звезд от расстояния до центра галактик (кривые вращения) и суммарную массу скоплений галактик, которая определяется при помощи гравитационного линзирования. Большинство существующих ныне гипотез объясняют существование темной материи неоткрытыми пока массивными элементарными частицами.

В своей работе Джейми Фарнс из Оксфордского университета (Великобритания) предложил новую модель. Она описывает модифицированную ΛCDM-космологию, в которой за темную энергию и темную материю отвечает одна и та же сущность — космическая жидкость с отрицательной массой. Такая субстанция будет ускоренно отталкиваться и приводить к наблюдаемому расширению Вселенной. Однако наблюдаемая плотность темной энергии в лучшем случае очень слабо меняется со временем, поэтому приходится также предполагать, что такая жидкость создается постоянно, иначе она станет слишком разбавленной. Компьютерное моделирование в рамках новой гипотезы указало, что с ее помощью можно альтернативно объяснить кривые вращения, которые в стандартной теории создаются протяженным гало из темной материи вокруг галактик.

«В предыдущих подходах к объединению темной энергии и темной материи ученые пытались модифицировать общую теорию относительности Эйнштейна, что оказалось чрезвычайно трудным делом. Мой новый подход опирается на две старые идеи, которые согласуются с теорией Эйнштейна: отрицательная масса и создание вещества, — поясняет автор гипотезы. — Результат получается достаточно элегантным: темную энергию и темную материю можно объединить в одну субстанцию, а производимые обеими компонентами эффекты объясняются положительной массой, скользящей по морю отрицательной массы».