Опубликовано 01 марта 2018, 10:45

Потенциальных обитателей спутника Сатурна протестировали в лаборатории

Поверхность Энцелада, сфотографированная миссией Cassini-Huygens

© NASA/JPL/Space Science Institute

Исследователи из Германии и Австрии показали, что спутник Сатурна Энцелад пригоден для жизни микроорганизмов. Они смоделировали в лаборатории физико-химические условия, которые, как они предполагают, характерны для Энцелда и проверили, как в таких условиях живется метанообразующим бактериям. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature Communications.

Исследования межпланетных зондов Voyager и Cassini показали, что на Энцеладе есть метан, углекислый газ и аммиак – ключевые соединений для образования жизни. Анализ данных этих космических миссий дает основания предполагать, что на спутнике есть геологическая активность, а под его поверхностью существует соленый океан. Все это делает Энцелад интересным объектом для поисков внеземной жизни.

Ученые предположили, что метан, поднимающийся из трещин на поверхности спутника, может быть продуктом жизнедеятельности архей. Эти одноклеточные считаются древнейшими формами жизни на Земле и могут жить в экстремальных условиях. Ученые решили проверить, могут ли археи, продуцирующие метан из углекислого газа и водорода, жить на Энцеладе.

Исследователи рассчитали физико-химические условия, которые, согласно данным экстраполяции характерны, для спутника Сатурна и смоделировали их в лаборатории. Эксперимент показал, что метаногенный архей Methanothermococcus okinawensis отлично себя чувствует в таких условиях. На Земле эти микроорганизмы живут вблизи глубоководных гидротермальных источников при очень высоких температурах. Ученые также подсчитали, что благодаря геохимическим процессам в ядре спутника образуется достаточное количество водорода для того, чтобы такие археи смогли там комфортно жить.

«Основанные на лабораторных исследованиях данные показали, что часть метана теоретически может быть образована метаногенами, – рассказал соавтор исследования из Венского университета Симон Ритманн, – однако результаты не дают никаких доказательств возможной внеземной жизни».

Авторы подчеркнули, что нужны еще исследования, чтобы подтвердить, что метан Энцелада имеет биологическое происхождение. Дело в том, что выделение этого газа может быть результатом геохимических процессов.