Опубликовано 14 мая 2020, 11:57

В пульсациях переменных звезд типа δ Щита нашли закономерность

Пульсация звезды типа δ Щита

© Chris Boshuizen/ Simon Murphy/Tim Bedding/ University of Sydney

Международная команда астрономов использовала данные спутника TESS и телескопа Kepler, предназначенных для наблюдения экзопланет транзитным методом, чтобы найти звезды с закономерно изменяющимся ритмом пульсаций. Изучение тысячи звезд позволило выявить 60 объектов с четкой закономерностью в изменении яркости. О своей работе авторы сообщили в журнале Nature.

Исследователи рассматривали переменные звезды типа δ Щита. Они представляют собой объекты с массой около 1,5–2,5 солнечных и с периодическими заметными изменениями яркости. При изучении этого класса звезд астрономы ранее обнаружили множество изменений пульсации, но не смогли определить какие-либо четкие закономерности этого процесса.

Теперь команда исследователей собрала данные более чем о тысяче таких звезд, свет от которых шел до Земли от 60 до 1400 лет. Оказалось, что 60 объектов из исследованных имеют регулярные высокочастотные пульсации с выраженной закономерностью. Чтобы провести такой анализ, авторы исследования создали специальное программное обеспечение, которое было способно отсеять шум и найти целевой сигнал для 92 тысяч кривых блеска, полученных от звезд типа δ Щита.

Открытие таких пульсаций, по словам исследователей, расширяет границы астросейсмологии — науки, изучающей процессы, происходящие в недрах звезд. Например, это позволит астрофизикам определить возраст молодых движущихся групп, кластеров и звездных потоков. Что интересно, в молодом возрасте такие звезды склонны к созданию небольших групп, но со временем начинают отдаляться друг от друга.

«Астросейсмология — это мощный инструмент, с помощью которого мы можем исследовать широкий спектр звезд, — говорит один из исследователей, профессор Сиднейского университета Тим Беддинг. — Это было успешно сделано для многих классов пульсаров, включая звезды с низкой массой, подобные Солнцу, красные гиганты, звезды с высокой массой и белые карлики. Звезды типа δ Щита до сих пор ставили нас в тупик».