Опубликовано 22 мая 2019, 12:40

Обнаружена звезда, родившаяся при слиянии двух белых карликов

© ESO/L. Calcada/Flickr

Команда российских и немецких астрономов обнаружила в созвездии Кассиопеи звезду J005311, которую породило слияние двух крупных белых карликов несколько десятков тысяч лет назад. Это первый случай обнаружения подобного объекта, давно предсказанного теоретиками. Однако через несколько тысяч лет эволюция светила может закончиться взрывом. Результаты исследования были опубликованы на страницах Nature.

«Мы предполагаем, что два белых карлика сформировались в непосредственной близости много миллиардов лет назад. Карлики кружили друг вокруг друга, порождая гравитационные волны, и постепенно теряли энергию. Расстояние между ними сокращалось до тех пор, пока они наконец не слились. С этого момента их общей массы было достаточно, чтобы сплавить более тяжелые элементы, и звездная печь снова начала гореть», — рассказал соавтор статьи, сотрудник Боннского университета профессор Норберт Лангер.

Белые карлики по массе сопоставимы с Солнцем, однако их радиус в 100 и более раз ниже солнечного. Таким образом, плотность вещества в белых карликах высока и составляет 105—109 г/см3. В условиях такой плотности привычное строение атома невозможно, и вещество превращается в электронно-ядерную плазму — «суп» из электронов и ядер. Образуются белые карлики в результате эволюции красных гигантов. Когда звезда сжигает запасы водорода и гелия в процессе термоядерных реакций, ее обнажившееся вырожденное ядро дает начало белому карлику, а оболочка — планетарной туманности вокруг него.

На снимках, сделанных инфракрасным орбитальным телескопом Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE), в 10 000 световых лет от Земли астрономы обнаружили газовую туманность с яркой звездой в центре. Туманность испускает преимущественно инфракрасное излучение и мало видимого света, а звезда в центре J005311 невероятно горяча – температура ее поверхности превышает 200 000 °C. При этом звезда выбрасывает газ в окружающую среду со скоростью до 16 тысяч километров в секунду. Светимость звезды в 40 000 раз превосходит солнечную — обыкновенный белый карлик не может себе этого позволить, а в химическом составе звезды преобладают кислород и углерод вместо водорода и гелия.

По диаграмме Герцшпрунга – Рассела свойства J005311 отвечают звездам, возникшим в результате слияния крупных белых карликов. Теоретики давно предсказали существование этих объектов, однако до сегодняшнего дня обнаружить их не удавалось.

Как говорят ученые, через несколько тысяч лет J005311 схлопнется под действием собственной массы, породив нейтронную звезду.