Опубликовано 18 декабря 2016, 14:07

Звездные войны: Поиск клонов. Существуют ли в космосе описанные Лукасом планеты

Какие планеты вселенной «Звездных войн» соответствуют реальным
Звездные войны: Поиск клонов. Существуют ли в космосе описанные Лукасом планеты

© ESO/L. Calçada

На больших экранах новый фильм саги о «Звездных войнах». Indicator.Ru вспоминает основные места действий в предыдущих эпизодах и рассказывает, существуют ли у вымышленных планет реальные аналоги.

На этой неделе в прокат вышел «Изгой один. Звездные войны: Истории». Это спин-офф киноэпопеи, повествующий о том, что предшествовало событиям IV эпизода «Новая надежда». Спойлер (просьба убрать от экранов тех, кто еще не видел новой картины): к бесчисленному списку вымышленных планет вселенной «Звездных войн» добавится еще несколько — Скариф, Джеда и Ла’ма. Первая названная планета совсем не похожа на те пустынные космические тела, к которым успели привыкнуть зрители, — Скариф покрыт тропическими лесами. Представить подобное на других, реально существующих планетах достаточно трудно. Но история уже неоднократно доказывала: то, что когда-то казалось абсолютным вымыслом фантастов, однажды становилось реальностью.

Анализируя данные о более чем 3400 подтвержденных экзопланет, методами компьютерного моделирования ученые воссоздают все возможные характеристики небесных тел. Некоторые планеты оказываются еще более необычными, чем порождения фантазии автора «Звездных войн». Иные тела из далеких галактик кажутся почти такими же, как в киносаге.

На Скарифе хорошая погода, или На Камино опять идут дожди

Астробиолог Нэнси Кианг, научный сотрудник Института космических исследований Годдарда, изучает гипотетическую флору на других планетах. Если на Земле жизнь появилась в океане, то, прежде всего, искать его следует и на других планетах. Океан, подобный тому, что существует на Скарифе, на настоящих планетах пока обнаружить не удалось. Зато получены удивительные сведения о подледных океанах на Энцеладе и Европе. Именно это и вдохновило на запуск миссии в 2020-х годах к названному спутнику Юпитера. Два зонда будут искать на Европе внеземные формы жизни.

Камино, планете океанов и продолжительных дождей, лидеру по производству и экспорту клонов, предположительно, соответствует сверхземля GJ1214b, вращающаяся вокруг звезды в Змееносце. Судя по тому, насколько близко находится планета к своей звезда, там есть все условия для конденсации воды, а сама она окутана густым водяным паром.

Все как у людей

В отличие от Скарифа, Джеда — холодная пустынная планета с затяжными зимами. Пустынные небесные тела — излюбленное место действий фантастов: это и Арракис в «Дюне» Фрэнка Герберта, и Плюк в «Кин-Дза-Дза!» Георгия Данелии. Хрестоматийным примером настоящей пустынной планеты является Марс. По мнению коллеги Кианг Шона Домагала-Голдмана, любовь фантастов к пустынным планетам объясняется тем, что существование жизни на них наиболее возможно. «Недостаток воды на планете — вот, что могло бы сделать ее более обитаемой. Вода сильно меняет климат, из-за чего некоторые планеты становятся горячими, как Венера, или, напротив, очень холодными, как Европа», — считает он.

Другой вымышленный космический объект, больше всего похожий на планеты Солнечной системы, — Беспин, где находится знаменитый Облачный город. Эта планета является газовым гигантом, что делает ее похожей на Юпитер.

Аналог есть и у самого известного космического объекта вселенной «Звездных войн» — Звезды Смерти. Спутник Сатурна Мимас своим внешним обликом удивительно похож на черную звезду. Особенно любопытно то, что в 1977 году на экраны вышла «Новая надежда», а уже потом, в начале 1980-х годов, ученые получили снимки точной копии Звезды Смерти.

Это твоя родина, сынок

Другая пустынная планета вселенной «Звездных войн» — Татуин, малая родина Люка Скайуокера. Особенность Татуина в том, что он вращается по орбите двух звезд. Каково же было удивление астрономов, когда в созвездии Лебедя они обнаружили похожее небесное тело, вращающееся вокруг двойной звезды. Экзопланета размером с Сатурн получила официальное название Kepler-16b. Кстати, по данным астрономов, в галактике Млечный Путь пара есть примерно у половины звезд, в отличие от «одиночки» Солнца.

«Это первая подлинная планетная система, где можно увидеть двойной закат двух солнц», — рассказывает Лоренс Дойл, астрофизик из Института SETI, открывший планету с помощью телескопа Kepler. Как тут не вспомнить кадры из IV эпизода «Звездных войн»: юный Скайуокер задумчиво смотрит на заход двух солнц.

Наблюдение двух солнц не единственное, что возможно на Kepler-16b. Оказавшегося там человека будут преследовать сразу две тени, а после грозы он увидит на небе две радуги. Каждый закат будет не похож на предыдущий, потому что звезды постоянно меняют свою конфигурацию. Огорчает лишь то, что экзопланета Kepler-16b слишком холодна, чтобы стать домом еще одному герою звездных битв. Температура на ней варьируется от -70°С до -100°С.

Горячо-холодно

Чуть менее холодная планета по сравнению с Kepler-16b — Хот из V эпизода «Империя наносит ответный удар». Круглый год средняя температура на планете льдов и снегов чуть ниже -40 °С. Название реального аналога вымышленной планеты более длинно и менее благозвучно — OGLE-2005-BLG-390L b. Эта экзопланета в созвездии Скорпиона была обнаружена в 2006 году, когда группа астрономов из Америки и Польши проводила оптический эксперимент по гравитационному линзированию (OGLE).

Чтобы сойтись в решающей схватке в III эпизоде «Месть ситхов», Энакин Скайуокер и Оби-Ван Кеноби выбрали Мустафар, планету погорячее. Это сравнительно небольшой космический объект, источник ценного ресурса — лавы. По представлениям астрономов, на Мустафар больше всего походит экзопланета CoRoT-7b в созвездии Единорога. Средняя температура на этой планете примерно 2500°С. На одной стороне CoRoT-7b, обращенной к звезде, кипит океан лавы, а на другой — идут снега из кусочков остывающих скал.