Опубликовано 16 марта 2020, 14:14

Для замены тканей человека создали новый материал

© Anna Lena Lundqvist/Chalmers

Шведские исследователи создали новый эластичный материал с уникальным набором свойств, который мог бы выступать в качестве замены человеческих тканей. О своей разработке авторы рассказали на страницах журнала ACS Nano.

Сегодня при проведении медицинских операций используется множество искусственных материалов, среди которых титановые и силиконовые имплантаты. Но у всех них есть проблемы, связанные с биосовместимостью и возможностью передачи инфекции. Поэтому в последнее время ученые стараются разработать материалы, сходные по структуре и составу с человеческими тканями.

В новом исследовании ученые из Технического университета Чалмерса представили похожий по структуре и свойствам на человеческую кожу новый материал на основе эластомеров — высокоэластичных полимеров — разного типа. Первоначально авторы планировали получить костеподобный материал, но были удивлены, когда образец оказался мягким и растяжимым.

Такого ученым удалось добиться благодаря наноструктурированию поверхности, в ходе которой на ней образуются поры определенного размера. Такая модификация открыла для нового материала путь к множеству применений. На данный момент ученые рассматривают использование его в качестве основы для мочевых катетеров, так как он может эффективно подавлять рост бактерий на своей поверхности.

Структура нового полимера позволяет обрабатывать его поверхность таким образом, что он становится антибактериальным. Это достигается «наклеиванием» антимикробных пептидов — небольших белков, которые являются частью нашей врожденной иммунной системы, — на ее поверхность. Это может помочь уменьшить потребность в антибиотиках, что является важным вкладом в борьбу с растущей резистентностью к препаратам такого рода.

Также созданное учеными соединение может быть использовано для 3D-печати структур различной формы, которые могут быть использованы в операциях по восстановлению частей тела пациентов. Еще одним преимуществом материала является то, что он содержит трехмерно упорядоченные нанопоры. Это значит, что в них можно внедрить различные лекарства и делать их адресную доставку в ткани организма. Теперь исследователи планируют внедрить разработку в промышленное производство.