Опубликовано 27 октября 2023, 07:59
2 мин.

Селенорганические соединения могут стать основой для новых лекарств

Один из синтезов, описанных в статье

© ИрИХ им. Фаворского

Российские химики синтезировали более десятка полиненасыщенных соединений, которые содержат атомы селена и серы. Такие вещества обладают биологической активностью, а потому интересы для разработки новых лекарств. Исследование опубликовано в журнале New Journal of Chemistry.

Селен — это необходимый для людей и животных микроэлемент, который входит в состав ферментов глутатионпероксидаз. Эти вещества защищают клетки организма от окислительного стресса, превращая молекулы перекиси водорода в безвредную воду. Многие селенорганические соединения, в состав которых входят атомы углерода и селена, обладают схожими свойствами и поэтому могут применяться для лечения различных болезней, которые сопровождаются окислительным стрессом, например болезнь Альцгеймера, инсульт и так далее. Помимо этого, селенорганические соединения иногда обладают антибактериальными, противовирусными, противоопухолевыми свойствами. Например, эбселен и его производные могут подавлять размножение коронавируса SARS-CoV-2 в зараженных клетках.

Российские химики из Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского СО РАН синтезировали более десятка селенсодержащих соединений, используя разработанный ими новый селенорганический реагент (1,2-бис[(Z)-2-(винилсульфанил)этенил]диселан). Новые вещества содержат 2-4 атома серы и селена, а также 2-4 двойные связи между атомами углерода. Для их синтеза помимо нового реагента ученые применяли уникальные методики на основе доступного эелементного селена и нетоксичные экологичные реагенты и растворители, например спирт. При этом найдены условия, которые позволяют проводить реакции при комнатной температуре и без использования металлокомплексного катализа. Выход продуктов у исследователей получался высоким — 75-90%.

Теперь ученым предстоит определить, обладают ли синтезированные ими селенорганические вещества достаточной избирательностью и биологической активностью. Если это так, то данные соединения впоследствии могут лечь в основу новых лекарственных препаратов. Сам метод синтеза также интересен для применения в химии селенорганических соединений.