Опубликовано 25 апреля 2017, 10:07

Обнаружены переваривающие полиэтилен животные

Личинки большой восковой моли в чашке Петри

© César Hernández/CSIC

Ученые из Испании и Великобритании установили, что личинки большой восковой моли, которые часто продаются в качестве приманки для рыб, могут разлагать полиэтилен — один из самых прочных и широко используемых пластиков. Результаты своего исследования биологи опубликовали в журнале Current Biology.

В природе личинки большой восковой моли, Galleria mellonella, являются паразитами, живущими в пчелиных ульях (отсюда второе название насекомого — огневка пчелиная). Редкую способность у них обнаружил один из авторов работы, Федерика Берточчини, владелица пасеки. Удалив паразитов из пчелиных сот, она оставила их в обычном полиэтиленовом пакете и вскоре заметила, как в нем появились дырки.

Проведя эксперименты с сотней личинок, Берточчини с коллегами установила, что отверстия в пакете появляются через 40 минут после начала эксперимента, а спустя 12 часов масса пакета уменьшилась на 92 мг. По сравнению с другими известными организмами, способными разлагать пластик, личинки действуют очень быстро. Так, обнаруженные в прошлом году бактерии могут переработать лишь 0,13 мг в день.

На полиэтилен во многом похож пчелиный воск, в котором вырастают личинки моли, и, как полагают исследователи, в процессе их разложения могут участвовать схожие соединения. Спектроскопия показала, что насекомые превращают полиэтилен в мономер — этиленгликоль.

«Личинки выделяют вещество, которое разрушает химические связи, может быть, что-то производят их слюнные железы или бактерии, живущие в симбиозе с ними. Следующим нашим шагом будет попытка установить, какие химические реакции проходят, и выделить необходимый для них фермент», — заметил один из авторов статьи, исследователь из Кембриджского университета Паоло Бомбелли. После этого, используя биотехнологии, можно будет наладить его производство в больших масштабах.