Опубликовано 24 апреля 2019, 14:12

«Наука открывает огромные просторы для творчества»

Екатерина Жигилева об олимпиадах школьников и начале научного пути
Екатерина Жигилева

Екатерина Жигилева

© ТОГИРРО

Как случайность может привести к долгожданному научному результату, зачем участвовать в олимпиадах школьников и как студентам начать заниматься исследовательской работой, в интервью Indicator.Ru и Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах рассказала Екатерина Жигилева, студентка второго курса химического факультета МГУ им. Ломоносова.

— Екатерина, расскажите немного о себе. Где вы учитесь, над какими научными исследованиями работаете?

— Я учусь на втором курсе химического факультета МГУ. В будущем я бы хотела заниматься чем-то, что лежит на самых границах науки. Чтобы люди, когда узнавали о моем исследовании, говорили: «Неужели это возможно?» Сейчас я занимаюсь созданием материала с высокой протонной проводимостью, что будет полезно для создания водородных двигателей.

Это пористые материалы, представляющие собой металл-органические каркасы — такие кристаллы, в которых есть маленькие поры, и по ним могут «бежать» протоны. Сложности в этом проекте возникают буквально на каждом этапе, потому что эти материалы сложно получить и сложно охарактеризовать.

— В каком возрасте и почему вы решили заниматься наукой?

— Я просто не представляю себя в какой-то другой профессии. Мне кажется, это желание было с детства. На это повлияло мое увлечение олимпиадами, это было очень интересно. А еще то, что моя мама – доктор биологических наук, и она была для меня примером.

— Расскажите о том, как вы начали научную работу. Какими были ваши первые впечатления от настоящей лаборатории, экспериментов?

— Когда я только начала работать в лаборатории, это был просто восторг. Я чувствовала себя настоящим ученым, хотя в первое время было сложно – посуда падала из рук, реактивы разливались… Сейчас, конечно, я научилась. Совсем недавно был забавный случай: несколько дней назад я ставила серию экспериментов, 11 реакций поставила по протоколу, а на двенадцатой мне стало скучно, и я решила поразвлечься, добавила концентрированную кислоту. В результате 11 реакций по протоколу не прошли, а в результате последней абсолютно случайно получилось вещество, которое мы искали перед этим два месяца.

— Что притягивает в науке лично вас и в чем ее привлекательность для современной молодежи?

— Наверное, то, что наука открывает огромные просторы для творчества, и, по сути, ты занимаешься тем, что исходит от тебя.

— Как начать исследовательскую работу, если ты еще школьник или студент младших курсов? Что бы вы посоветовали тем, кто этим интересуется?

— Это очень просто: практически любая лаборатория в вузах, в Российской академии наук готова принять студентов и даже школьников для проведения исследовательской работы.

— Дайте три совета школьникам, которые хотели бы преуспеть в олимпиадах и научных конкурсах.

— Первое: усердно работать, потому что это всегда окупается. Второе: никогда не сдаваться, даже если многое не получается. У меня тоже сначала ничего не получалось, а потом – раз! – и получилось. Третье – не забывать о том, что все-таки нужно отдыхать. И еще обязательно постараться попасть в образовательный центр «Сириус», потому что это самое чудесное место, оно очень мотивирует и дает толчок к развитию.

— Есть несколько подходов к олимпиадам: для одних это способ поступить в хороший вуз в обход ЕГЭ; для других это жизнь в формате вечной гонки, постоянный стресс, а в случае неудачи — неуверенность в себе. Для кого-то олимпиады это прекрасный мир, полный единомышленников и друзей, и только потом уже результат. А для кого-то это замена школьного образования, когда человек изучает отдельные вопросы и отдельные темы, иногда больше просто накапливает знания по узкой тематике, чем учится думать. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

— Все правильно, кроме последнего: не бывает такого, что олимпиада не требует умения думать. Всероссийская олимпиада построена так, что без умения думать и без умения пользоваться своими мозгами ты не сможешь победить, никакая эрудиция и никакие знания тебе не помогут. Для меня олимпиады – это стиль жизни, это совершенно особенное движение. Это невероятные, очень интересные люди. Это целая маленькая жизнь. Я очень тепло вспоминаю это время. Конечно, у меня были неудачи: я два года проваливалась на заключительном этапе, очень сильно. Но не сдавалась, и в конечном счете все получилось.

— Как бы вы посоветовали школьникам пережить время олимпиад без ущерба для своей психики и самооценки?

— Я спасалась тем, что ела шоколадки.

— Как для себя решить, стоит ли вообще идти в науку? Может, посещать лекции известных ученых или ходить на дни открытых дверей? Побывать в лаборатории? Как выбрать для себя научную сферу?

— Я считаю, что единственный способ понять, нравится ли тебе наука, – это начать ею заниматься. Пойти в лабораторию, попробовать там поработать. Если не понравится, можно попробовать в другой лаборатории, потому что они бывают очень разные. И станет понятно, лежит ли душа к науке или нет.

— Чем бы вы хотели заниматься через несколько лет? Опишите идеальный сценарий применения ваших знаний и умений.

— Сейчас я не могу сказать, чем конкретно я буду заниматься. Я не хочу ставить себе границы, я считаю, что современный ученый должен быть очень гибким человеком. Наука настолько быстро развивается, что тебе постоянно нужно успевать за ней и менять свою область исследования. Поэтому, наверное, я сейчас занята тем, что ищу конкретную область, в которой буду дальше двигаться.

— Какой вы видите свою научную сферу в будущем?

— Я считаю, что в будущем химики научатся синтезировать настолько сложные системы, что они будут подобны живым организмам или будут выполнять некоторые их функции. Может быть, это будут некие молекулярные заводы или что-то подобное. Может быть, я этим займусь.

— Расскажите немного о себе. У вас есть любимая книга?

— Наверное, это «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Но я в принципе люблю читать научную фантастику.

— Какого художественного персонажа вы бы хотели видеть своим научным руководителем или коллегой в лаборатории?

— Я бы выбрала Северуса Снейпа из «Гарри Поттера», мне кажется, мы бы сработались.

— Какие иностранные языки вы знаете и какой хотели бы выучить?

— Сейчас я много времени уделяю изучению английского языка, потому что это основное средство коммуникации в научной сфере. Если мне когда-нибудь захочется выучить еще один иностранный язык, это будет французский, потому что он красивый.

— Чем вы увлекаетесь?

— Страсть всей моей жизни – это музыка. Я даже некоторое время думала, чтобы стать профессиональным музыкантом. Я закончила музыкальную школу, играю на флейте, а сейчас еще и играю в симфоническом оркестре МГУ.

— Если бы сейчас вы могли отправить себе письмо на пять лет назад, что бы вы написали?

— «Все получится».

— Продолжите фразу: «Я в науке, потому что…»

— Я в науке, потому что это – мое призвание, и потому что я считаю, что именно наука позволит мне наиболее полно реализовать себя и принести что-то полезное в этот мир.

Текст подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.