Опубликовано 30 июня 2019, 12:08

Исследователи заявили, что им удалось получить металлический водород

Вверху фото эксперимента 2017 года, внизу эксперимента Дюма. Фото в центре демонстрирует металлический водород

© Loubeyre et al (arXiv 2019)

Французские физики опубликовали препринт статьи, в которой они заявили о том, что им удалось получить металлическое состояние водорода и зафиксировать это спектрометрически. Отчет о результатах эксперимента доступен на сайте ArXiv.org.

Существование металлического водорода до сих пор остается под вопросом. Теоретически его предсказали уже в 1935 году Юждин Вигнер и Хиллард Хантингтон, однако только в 1996 году его смогли получить на короткое время, а в 2016–2017 годах началась серьезная дискуссия о результатах. Сначала в октябре 2016 года Ранга Диас и Исаак Сильвера из Гарварда провели эксперимент и в 2017 году опубликовали статью в Science о получении образца. Однако после критики исследователи признали, что повторить эксперимент они не могут, ибо экспериментальная установка с алмазной наковальней разрушилась.

Авторы новой работы объясняют свой успех тем, что им удалось сделать тороидальную алмазную наковальню, которая позволила им преодолеть рубеж в 400 ГПа, предельный для плоских алмазных наковален. В тороидальной наковальне можно было достичь давления в 600 ГПа. Кроме этого, авторы привлекли синхротрон SOLEIL, при помощи которого смогли показать, что по достижении давления 425 ГПа и температуре 80 К образец водорода начал поглощать все инфракрасное излучение, то есть наблюдался фазовый переход первого рода и им удалось «закрыть запрещенную зону».

Как и обычно, сообщение французов было воспринято скептически, однако ведущие специалисты называют эту работу «самой чистой работой по металлическому водороду», а ведущего автора исследования Поля Дюма «невероятно осторожным и систематическим ученым». Поэтому есть шанс, что в данный момент Поль Дюма заработал свою будущую Нобелевскую премию.