Опубликовано 24 июня 2020, 11:49

Из морской звезды выделили новые противоопухолевые вещества

Морская звезда Ceramaster patagonicus

© Wikimedia Commons

Исследователи Дальневосточного федерального университета вместе с российскими коллегами смогли выделить из морской звезды вида Ceramaster patagonicus, живущей в Курильском бассейне, четыре новых стероида. Новые соединения обладают противоопухолевой активностью в отношении клеток рака молочной железы и толстого кишечника. Результаты исследования опубликованы в журнале Marine Drugs.

Открытие стало возможно благодаря экспедиции сотрудников ДВФУ и Дальневосточного отделения РАН к островам Курильской гряды на научно-исследовательском судне «Академик Опарин». Новые соединения представляют собой необычные полярные стероиды, содержащие остатки жирных кислот в структуре. Исследователи предполагают, что такие соединения могут выполнять в организме морских звезд роль доставщиков питательных веществ из пищеварительного тракта в периферийные клетки. До сих пор ученым удалось выделить только одно соединение подобного типа.

Более ранние работы показали, что стероиды, выделенные из морских звезд, потенциально могут выступать в качестве блокаторов нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Это связано с тем, что такие соединения помогают нервным клеткам выжить даже при высоком стрессе, например в случае гипоксии или при недостатке глюкозы. В новой работе авторы показали, что обнаруженные ими стероиды обладают выраженным противоопухолевым эффектом.

«Важно, что эти соединения из морских звезд способны замедлить деление опухолевых клеток при их безопасных концентрациях в организме. Это делает найденные нами соединения перспективными для дальнейших исследований и испытаний, — рассказывает Тимофей Маляренко, кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории химии морских природных соединений ТИБОХ ДВО РАН. — Эти вещества нам удалось обнаружить практически случайно. Я пытался выделить из экстракта морской звезды новые жиры морского происхождения. Во время разделения веществ методом тонкослойной хроматографии мы обнаружили интересные пятна. Оказалось, что это неизвестные до сих пор соединения. Всего нам удалось выделить четыре новых производных полярных стероида с жирными кислотами. Теперь в мире их насчитывается пять».

По словам авторов работы, на следующем этапе они планируют получить на основе стероидных соединений молекулы с улучшенными лекарственными свойствами. Кроме того, возможен поиск среди известных соединений наиболее активных молекул, которые обладают лекарственными свойствами. Это позволит найти аналогичные соединения в других видах морских звезд. Авторы не исключают, что будущие вещества окажутся еще более эффективны.