Опубликовано 20 сентября 2016, 22:15

Липосому изучат ИК-спектроскопией

Ученые МГУ усовершенствовали методы анализа живых клеток с помощью ИК-спектроскопии
Липосому изучат ИК-спектроскопией

Международная группа исследователей, в которую входят ученые с химического факультета МГУ предложены методы исследования структуры и свойств липосом на основе инфракрасной спектроскопии. Статья опубликована в журнале Langmuir: the ACS journal of surfaces and colloids.

Липосомы являются искусственными модельными объектами. Это липидные пузырьки (везикулы) размером от 20 до 1000 нм, состоящие из одного или нескольких фосфолипидных слоёв.

«В работе предложена новая липофильная модификация доксорубицина (Dox-CPPa = cell penetrating amine), которая характеризуется почти 100% загрузкой в липосомы. Для стабилизации липосомальной системы предложено использование ПЭГ-хитозана, который эффективно связывается с липосомами и предотвращает окисление липидов, преждевременное высвобождение Dox-CPPa и слияние липосом», — рассказывает Ирина Дейген, один из авторов статьи, аспирант и младший научный сотрудник кафедры химической энзимологии химического факультета МГУ.

Учеными предложен метод исследования структуры и свойств липосом на основе ИК-спектроскопии; большое внимание уделено деконволюции ключевых полос поглощения для выяснения механизма встраивания Dox-CPPa. Цитостатические свойства липосомальной формы Dox-CPPa исследованы in vitro на двух клеточных линиях A549 и Caco-2. Данные МТТ-анализа и конфокальной микроскопии указывают на эффективное проникновение препарата в клеточное ядро уже спустя 4 часа инкубации; высокая цитотоксичность по отношению к раковым клеткам указывает на перспективность дальнейшей работы в этой области.

Работа выполнена в коллаборации с Технологическим Институтом города Карлрсруэ (Германия). Это сотрудничество поддержано правительством Земли Баден-Вюртемберг и DAAD. Синтез Dox-CPPa выполнен И. Дейген, Д. Кольмелем и К. Беднарек, эксперименты по характеризации липосомальных форм Dox-CPPa выполнены И. Дейген, К. Зейдл при участии С. Хейсслера, эксперименты in vitro проводились И. Дейген и К. Зейдл. Со стороны МГУ руководство проекта осуществлялось доктором химических наук, доцоцентом химического факультета МГУ Еленой Кудряшовой, а с немецкой стороны — профессором Стефаном Брэзе и профессором Уте Шеперсом. В работе использовались методы твердофазного органического синтеза, микробиологический анализатор на платформе МАЛДИ-ТОФ, методы ядерного магнитного резонанса (ЯМР), ИК-спектроскопии Фурье в режиме НПВО (нарушенное полное внутреннее отражение, высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ), ультрафиолетовая и видимая спектроскопия, методы культивации клеточных культур, конфокальная микроскопия, МТТ-анализ.

«Данная публикация является первой из цикла запланированных: плодотворное сотрудничество научной группы Еленой Кудряшовой и лабораторий профессором Брэзе и профессором Шеперс продолжается. В настоящее время исследователи сконцентрированы на улучшении свойств разработанной системы, а так же на разработке более совершенного метода анализа живых систем, в том числе клеточных культур, на основе ИК-спектроскопии. В планах работы по созданию аналогичных липосомальных форм пролекарств для других активных молекул со сниженной биодоступностью», — говорит Ирина Дейген.