Опубликовано 22 мая 2020, 11:11

Для медицинских масок создали сменный фильтр

© ACS Nano 2020

Химики разработали специальную мембрану, которую можно прикрепить к наиболее часто используемой медицинской маске N95 и заменять по мере необходимости. О своей разработке ученые сообщили в журнале ACS Nano.

С момента начала пандемии COVID-19 во всем мире ощущается нехватка масок для лица — в частности, масок класса защиты N95, которые предназначены для использования медицинскими работниками. Хотя эти средства индивидуальной защиты на сегодняшний день обеспечивают самый высокий уровень защиты, они все же имеют свои ограничения.

Так, например, такие маски фильтруют около 85% частиц размером менее 300 нм. В то время как вирус SARS-CoV-2, который вызывает COVID-19, имеет размеры в диапазоне от 65 до 125 нм. Из-за этого некоторые частицы вируса могут проскальзывать через фильтры этих респираторов. Кроме того, из-за нехватки средств многие медицинские работники вынуждены носить одну и ту же маску дольше безопасно разрешенного времени, даже несмотря на то, что эти устройства одноразовые.

Чтобы решить эти проблемы, исследователи из Научно-технологического университета имени короля Абдаллы разработали мембрану, которая эффективнее фильтрует частицы размером с SARS-CoV-2, совместима с маской N95 и заменяется после использования. Для создания такой мембраны ученые сначала разработали пористый темплат на основе кремния с использованием литографии и химического травления.

Затем они поместили шаблон на полиимидную пленку и использовали метод реактивного ионного травления, чтобы сделать в мембране поры с размерами от 5 до 55 нм. Затем ученые сняли мембрану с темплата. Теперь такой материал можно было прикрепить к маске N95. Чтобы убедиться, что нанопористая мембрана была дышащей, исследователи измерили скорость воздушного потока через поры.

В итоге авторы обнаружили, что для пор размером менее 60 нм необходимо размещать их на расстоянии не более 330 нм друг от друга для достижения хорошей воздухопроницаемости. Созданная исследователями мембрана также обладает гидрофобными свойствами. Она способна к самоочищению благодаря соскальзыванию с нее капель жидкости. Это предотвращает загрязнение пор вирусами и другими частицами.