Опубликовано 02 ноября 2017, 19:51

Получено первое стабильное соединение с двойной связью алюминий-алюминий

© Pixabay

Ученые из Технического университета Мюнхена получили диалюмен — первое устойчивое соединение с двойной ковалентной связью алюминий-алюминий. Исследование опубликовано в Journal of the American Chemical Society.

Алюминий — наиболее распространенный металл в земной коре, многие его производные применяются в органическом синтезе и получении полимеров, тем не менее строение производных алюминия до недавнего времени считалось однообразным. Самая предпочтительная степень окисления алюминия — +3, однако в не имеющем электрического заряда нейтральном диалюмене (соединении с двойной связью алюминий-алюминий) металл должен принимать степень окисления +1. В настоящий момент описано несколько соединений алюминия со степенью окисления +1, в которых атомы алюминия связаны одинарной связью Al–Al, однако они неустойчивы и быстро разрушаются с образованием производных Al(0) (металлический алюминий) и Al(+3).

В новом исследовании ученым удалось синтезировать первый устойчивый алюминийсодержащий аналог алкенов. Для этого химики связали с атомами алюминия, образующими двойную связь, сразу два объемных стабилизирующих заместителя: большой алкилсилильный заместитель и электронодонорный N-гетероциклический карбен. В полученном соединении межатомное расстояние алюминий-алюминий оказалось самым коротким из известных в настоящее время ковалентных связей Al—Al.

Результаты рентгеноструктурного исследования первого устойчивого диалюмена. Атомы углерода изображены в виде серых эллипсоидов, азота — синих, кремния — зеленых, алюминия — пурпурных. Атомы водорода не показаны для упрощения картинки. Само полученное вещество представляет собой кристаллы пурпурного цвета.