Опубликовано 10 февраля 2025, 14:59
4 мин.

Прозрачная броня: научный подвиг Исаака Китайгородского

Исаак Китайгородский

Исаак Китайгородский

© Wikimedia Commons

9 мая 2025 года наша страна отметит важнейшую дату — 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Войне, в которой на карту было поставлено физическое существование нашей страны и ее граждан — в буквальном смысле этого слова. Эта Победа была бы невозможна без нашей науки. Недаром президент АН СССР Сергей Вавилов говорил, что одной из главных ошибок Гитлера стала недооценка советской науки. В преддверии праздника объединенная редакция изданий Indicator.Ru и InScience.News, а также входящие в экосистему проекты «Живая история науки», «Российские древности» и Блог истории медицины запускают четыре цикла статей, посвященных Великой Отечественной. В них мы расскажем о вкладе науки в Победу, о выдающихся конструкторах военной техники, о военной медицине тех лет и о древних памятниках, разрушенных в войну. Этот текст – часть цикла статей о великих ученых, разработки которых помогли приблизить победу. В 1942-1943 годах Исаак Ильич Китайгородский создал бронестекло, которое было в 25 раз прочнее обычного стекла. На его основе создали прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Сегодня мы рассказываем, чем жил выдающийся химик, почему его работы имели такое большое значение для военной авиации и как советские ученые пришли к разработке бронестекла.

Недостаточная защита и ее последствия для советской авиации

В период войны бронестекло было критически важным материалом, особенно для авиации. Пилоты военных самолетов остро нуждались в защите от пулеметного огня. Изначально самолеты остекляли плексигласом, но этот материал не прошел проверку на прочность. Советские самолеты-штурмовики не были защищены с тыла — немецкие истребители легко атаковали советские самолеты сзади или сбоку. Из-за строгих ограничений по весу и размерам, характерных для авиации, защитить пилота можно было только от самых мелких и распространенных калибров пулеметов того времени — 7,62–7,92 мм. Однако бортовая броня кабины практически не спасала летчика при прямых попаданиях снарядов калибра 20 мм и крупнокалиерных пулеметов, которые использовались на скоростных истребителях «Мессершмидт» Bf-109, тяжелых истребителях «Юнкерc» Ju-88-С6 и других немецких военных самолетах.

Поэтому с первых дней войны потребовалось новое бронестекло, которое могло бы защитить советских летчиков. К счастью, в стране уже был выдающийся специалист по стеклу.

Начало пути

Исаак Китайгородский родился в городе Кременчуг в 1888 году. После школы он обучался в Киевском политехническом институте, который окончил в 1910 году. Научные интересы Китайгородского были связаны со стеклом, поэтому после университета он семь лет работал техническим руководителем подмосковного Запрудненского стекольного завода.

В 1918 году Китайгородский перешел в Высший Совет народного хозяйства в Москве, где занимался восстановлением стекольных заводов после Гражданской войны. С 1926 года он преподавал в Московском институте народного хозяйства, возглавив там первую в СССР кафедру технологии стекла. С 1933 года вплоть до конца своей жизни Китайгородский занимал должность профессора в Московском химико-технологическом институте.

Бронестекла

Под руководством Исаака Китайгородского в 1942 году был разработан метод создания бронестекла, которое превосходило обычное стекло по прочности в 25 раз. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин штурмовиков Ил-2, самых массовых самолетов Великой Отечественной войны. Материал, разработанный Китайгородским, отличался кристаллической структурой и особым химическим составом. Технология производства этого стекла держалась в строжайшей тайне. Врагам так и не удалось ее воспроизвести.

Штурмовик Ил-2 в двухместной модификации

Штурмовик Ил-2 в двухместной модификации

© Wikimedia Commons

Изготовление стекла начиналось с подготовки материала, который имел кристаллическую структуру и особый химический состав, дополненный определенными микроэлементами для повышения его свойств. Затем стекло подвергалось закалке по секретным стандартам. После этого стекла склеивали в строго контролируемых условиях, чтобы избежать попадания пыли и мусора. Для склеивания использовалась специальная полимерная пленка, помещаемая между слоями стекла; при нагревании она плавилась и надежно соединяла слои. Завершающим этапом была обработка герметиком и испытания бронестекол на прочность. В результате прочность стекол увеличивалась в 25 раз.

Наряду с Китайгородским разработкой бронестекла занимались и другие ученые. Например, химик Григорий Зискин предложил идею создания «пирога», состоящего из трех слоев: ближайший к пилоту слой — это оргстекло, затем прозрачный клеевой слой, а внешний — закаленное стекло, известное как сталинит (не путать с одноименным твёрдым сплавом). Сталинит эффективно поглощал энергию удара пули, образуя множество трещин на своей поверхности, но не разрушался полностью. В то же время внутренний слой из оргстекла удерживал осколки и саму пулю, оставаясь относительно целым.

Небьющиеся стекла

До разработки бронестекла Китайгородский работал над созданием небьющихся стекол. Для изготовления небьющегося стекла использовались два или более слоя, отличающиеся химическим составом, вязкостью и скоростью отвердения. Это позволяло создать неравномерное распределение температур и напряжений в стекле. Когда изделие остывало, быстро сжимающийся внешний слой начинал давить на внутренний, который остывал медленнее. Это приводило к возникновению натяжений внутри стекла, которые сохранялись даже после полного охлаждения.

После войны

После войны Китайгородский продолжил работать со стеклами. В 1950-е годы он разработал уникальный стеклокристаллический материал — ситалл. Исаак Китайгородский предложил получать ситалл из отходов производства и песка, что позволило значительно снизить производственные расходы. Сам термин «ситалл» также принадлежит ему, и представляет собой первую букву слова «стекло» и окончание слова «кристалл». Несмотря на свою легкость, ситалл обладает высокой термостойкостью и прочностью. Этот материал характеризуется износостойкостью и практически полной непроницаемостью для газов и влаги, что делает его востребованным во множестве отраслей промышленности. Так, ситалл активно используется в производстве авиационной и ракетной техники. Его также применяют в строительстве - например, прозрачные проемы на смотровой Останкинской телебашни на высоте в 337 метров выполнены как раз из ситалла и выдерживают вес нескольких человек. Этот материал используется и в космической оптике. Специальный вид ситалла, известный как астроситалл, применяется для изготовления зеркал крупнейших телескопов мира благодаря своему рекордно низкому температурному расширению;

Исаак Китайгородский — поистине выдающийся человек, оставивший значительный след в истории науки. Дважды лауреат Государственной премии СССР и обладатель Ленинской премии, он также удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Исаак Китайгородский скончался 26 июня 1965 года. Однако его путь в науке продолжает его семья. Его сын, профессор Александр Исаакович Китайгородский, стал известным физиком; внучка, Галина Александровна Китайгородская, создала новые методики изучения иностранных языков; а внук Сергей Александрович Китайгородский – физик-океанолог, занимался исследованием процессов мелкомасштабного взаимодействия океана и атмосферы.

Текст: Екатерина Новикова