Опубликовано 21 апреля 2020, 15:42

Создан разрушающийся под действием ультрафиолетового света полимер

© Lindsay Imagery/Flickr/Indicator.Ru

Химики из Корнеллского университета разработали новый полимерный материал, который обладает большой прочностью, но при этом достаточно быстро разрушается при действии ультрафиолетового излучения. Свою статью исследователи опубликовали в Journal of the American Chemical Society.

«Мы создали новый пластик, который обладает достаточной прочностью, чтобы делать из него инструменты для морского промысла. Если такие вещи попадут в океан, то за относительно небольшое время он разрушится под действием ультрафиолета, — говорит профессор Корнеллского университета Брайс Липински. — Этот материал в перспективе может уменьшить все возрастающее накопление пластика в окружающей среде».

Коммерческий промысел, согласно данным исследователей, способствует примерно половине всех плавающих на поверхности воды пластиковых отходов, которые в конечном итоге попадают в океаны. Рыболовные сети и канаты в основном изготавливаются из трех видов полимеров: изотактического полипропилена, полиэтилена высокой плотности и нейлона-6,6, каждый из которых разлагается очень долго. Хотя в последние годы исследованию разлагаемых пластмасс уделяется большое внимание, получить быстродеградируемый материал с высокой механической прочностью до сих пор не удавалось.

Авторы новой работы потратили 15 лет на работу над полимером — изотактическим полипропиленоксидом, или ИППО. Он был открыт еще в 1949 году, но его прочностные параметры и возможность разложения под действием ультрафиолета до сих пор не были известны. Высокая изотактичность — регулярность расположения боковых «отростков» от главной цепи — и длина нитей материала отличает его от предшественника и обеспечивает механическую прочность.

При обычном применении ИППО стабилен, но при воздействии ультрафиолетового света способен разрушаться. Визуально, по словам ученых, может показаться, что материал не сильно изменился после облучения, но лабораторные анализы говорят совсем другое. Скорость деградации зависит от интенсивности света, но в лабораторных условиях длина полимерной цепи деградирует до четверти своей первоначальной длины после месяца действия излучения. Однако исследователи не хотят останавливаться на достигнутом. Они планируют усовершенствовать материал так, чтобы при разложении он совсем не оставлял следов искусственных соединений в окружающей среде.